Форум » Православная жизнь » Исповедание помыслов » Ответить

Исповедание помыслов

Indie: Точнее суть вопроса не в исповедании так таковом, а в определении точки возникновения греха. В Новом Завете точка возникновения греха была смещена с действия на помыслы. Получается, что если раньше грех был греховным действием, то теперь есть греховные помыслы, а раз помыслы это грехи, то их надо исповедывать. Однако хотелось бы конкретизировать что значит греховный помысел. Мое мнение, что не всякая мысль является греховной. Вот представим (чтоб избежать ненужных аллюзий и частностей), что есть колбасу - грех. Вот живет человек, колбасу не ест. Идет он как-то с работы, видит ларёк с колбасой по дороге открыли. Он увидел колбасу, захотел ее, представил какая она вкусная, пошел дальше. Так вот мое мнение - здесь нет греха. Теперь другая ситуация. Человек может идти с работы двумя дорогами. Обе дороги примерно одинаковы по длине, но обычно он идет по одной из них, привычка сложилась. И вот он узнал, что если идти другой дорогой, то можно пройти мимо колбасного ларька, ну так чисто посмотреть, есть ее он не собирается. В момент когда он запланировал такой поход, вот в этом момент возникает грех. Т.е. греховный помысел начинается с планирования поступка, который может привести к греховному действию. Опять же по моему мнению. Кто что думает?

Ответов - 14

Леонид Рамзаев: Indie пишет: Т.е. греховный помысел начинается с планирования поступка, который может привести к греховному действию. Опять же по моему мнению. Кто что думает? Выделяют несколько этапов возникновения греховного действия: - помысл - мысль - осознанное чувственное намерение соединенное с мыслью - собственно поступок Хотя мысль и чуство можно было бы поменять местами. На мой взгляд, грех начинается тогда, когда мы перестаем противостоять помыслам. Потому что сами помыслы если не задерживаются в голове приходят и уходят и не стоит о них и помнить. Исповедание и откровение помыслов - в основном монашеская практика. Исповеданию для мирянина, на мой взгляд, подлежит помысл, перешедший в мысль.

Indie: Леонид Рамзаев пишет: Исповеданию для мирянина, на мой взгляд, подлежит помысл, перешедший в мысль. А чем мысль от помысла отличается?

BrainStorm: Я считаю, что "точка греха" - это тот момент, когда пустил греховный помысл в сердце, когда проникся им, согласился с ним. Вот попробую изобразить пример. Стою на балконе, смотрю вниз. Приходит помысл: "А если я сейчас упаду? Шаг вниз, секунда-две, и все!". Варианты реакции: 1. "Что за бред? Зачем мне это пришло в голову? Не стоит терять жизнь даже из-за мелких (а может и не мелких) неприятностей, которые в основном только для пользы..." 2. "Интересная мысль... ведь сразу сколько проблем решится... ээээххх... вот так раз и шмяк... ну будет чуть больно и страшно, но недолго... Но хотя пока все не так плохо". Оба случая не пришли к поступку "самоубийство", но второй является шагом к самоубийству. Не исключаю, что я сказал то же самое, что и Леня, только своими словами.


Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: "Интересная мысль... ведь сразу сколько проблем решится... ээээххх... вот так раз и шмяк... ну будет чуть больно и страшно, но недолго... Но хотя пока все не так плохо". Но это и есть мысль, т. е. принятие помысла как весьма интересного.

Indie: BrainStorm пишет: 2. "Интересная мысль... ведь сразу сколько проблем решится... ээээххх... вот так раз и шмяк... ну будет чуть больно и страшно, но недолго... Но хотя пока все не так плохо". Здесь есть нюанс. Верующий человек знает, что самоубийство - грех, поэтому в чистом виде приведенный поток мыслей не может у него возникнуть. Почему я так считаю. Здесь поступок (самоубийство) вводится в зависимость от внешних обстоятельств ("все не так плохо"), а не от осознания самоубийства как греха. Такой поток мыслей характерен для неверующего человека, но для него нет самого понимания самоубийства как греховного поступка. А вот верующий, чтоб допустить возможность самоубийства лично для себя, должен либо психологически вывести самоубийство из категории греха, либо перестать быть верующим. Допустим, что для верующего грех может возникнуть на этапе признания неких (греховных) действий как допустимого варианта, но только в случае если возникнут определенные обстоятельства. Это мысленная манипуляция, самообман. Грех выводится из категории греха, или остается грехом, но простительным. Я согласен с этим, т.к. суть тут та же. Здесь есть этап планирования греха, просто сам план на грех вводится в зависимость от внешних обстоятельств.

BrainStorm: Indie пишет: Верующий человек знает, что самоубийство - грех, поэтому в чистом виде приведенный поток мыслей не может у него возникнуть.Нет, не так. Неужели ты думаешь, что верующий человек не может совершить грех, зная что это грех? Апостол писал об этом: 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.(Рим.7:15)

Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: Нет, не так. Неужели ты думаешь, что верующий человек не может совершить грех, зная что это грех? Но, быть может, мы, совершая грех, считаем его простительным? А бывает и действительно помрачение ума какое-то.

Indie: BrainStorm пишет: Нет, не так. Неужели ты думаешь, что верующий человек не может совершить грех, зная что это грех? Безусловно может, суть не в этом. Если верующий человек знает, что некий поступок - грех, то он не может думать об этом поступке вне контекста этого знания. Другими словами, если я знаю, что самоубийство - грех, значит прежде чем его совершить, я должен обосновать это, продумать, а не ссылаться исключительно на внешние обстоятельства. Возьмем лучше другой пример, верующий не может думать об изнасиловании только в контексте уголовного кодекса, он обязательно подумает, что это грех, но конечно же надо быть наивным ребенком, чтобы думать будто это его железно остановит.

BrainStorm: Леонид Рамзаев Indie Согласен. Расширю свой пример: Стою на балконе, смотрю вниз. Приходит помысл: "А если я сейчас упаду? Шаг вниз, секунда-две, и все!". Варианты реакции: 1. Полное отрицание: "Что за бред? Зачем мне это пришло в голову? Не стоит терять жизнь даже из-за мелких (а может и не мелких) неприятностей, которые в основном только для пользы..." 2. Полное отрицание с религиозным оттенком: "Что за бред? Это же грех, это точно не моя мысль." 3. Религиозное отрицание с частичным пропуском в сердце: "Что это за бред? Ну и пусть мне плохо сейчас, но я не могу так поступить, потому как это грех." 4. Согласие с помыслом, но не до конца: "Интересная мысль... ведь сразу сколько проблем решится... ээээххх... вот так раз и шмяк... ну будет чуть больно и страшно, но недолго... Но хотя пока все не так плохо". 5. Согласие с помыслом, но не до конца, с религиозным оттенком: "Я устал так жить... Нет конца и края этим мучениям. Я могу сейчас все решить одним мгновением. Да, это грех, но как же я могу иначе? я уже почти не могу терпеть этого. Потерплю еще месяц, может быть сменится черная полоса на белую.". Возможен даже элемент малодушия: "Быть может и Бога нет, а вот мучения мои вполне реальны.". 6. Согласие с помыслом, считая его простительным: "Я больше не могу, я уверен, что Господь простит мне это, т.к. Он любит меня и знает, насколько мне невыносимо. Я иду к Нему." Немного мрачноватый пример получился... Может быть на что-то нейтральное перейти? По-моему мнению греха нет только в 2-х первых случаях. В третьем сделан маааленький шажочек в сторону серьезного греха.

Indie: BrainStorm пишет: Немного мрачноватый пример получился... Может быть на что-то нейтральное перейти? Сам первый начал, моя гипотетическая колбаса тебе не понравилась) Кажется я начал понимать что вкладывается в термины "мысль", "помысл", "пустить помысл в сердце". Я скорее всего имею в виду то же самое, различая момент, когда мысль о действии из разряда гипотетически возможных переходит в мысль о допустимости подобных действий для себя. Меня теперь интересует новый вопрос. Верующему для того чтоб перевести некий греховный поступок из разряда недопустимых в разряд допустимых необходимо придумать ему оправдание. При этом торговля с собственной совестью может достигать невиданных высот интеллектуального творчества. Я не рассматриваю случаи, когда человек не знает о том, что некий поступок - грех, я беру случай, когда человек сознает, что поступок, который он планирует совершить - греховный, но уж очень хочется). Каким образом можно бороться с такого рода чехардой оправданий, уступок и самообмана в собственной голове?

BrainStorm: Indie пишет: Каким образом можно бороться с такого рода чехардой оправданий, уступок и самообмана в собственной голове?Бороться на самом деле не очень сложно. Вообще метод очень похож на шизофрению (ведь приходится разговаривать самому с собой). На основе предложенного примера с помыслом это может выглядеть так: Стою на балконе, смотрю вниз. Приходит помысл: "А если я сейчас упаду? Шаг вниз, секунда-две, и все!". Варианты реакции: 6. Согласие с помыслом, считая его простительным: "Я больше не могу, я уверен, что Господь простит мне это, т.к. Он любит меня и знает, насколько мне невыносимо. Я иду к Нему." Способ противодействия: "Да, Господь любит меня. Но я знаю, что Его Церковь, которая сообщает Его волю, говорит, что самоубийство - непростительный грех, прямой путь в ад. Я не могу так поступить." Диалог помыслов/мыслей оправдания греха и противодействия ему может быть достаточно длинным. Вопрос часто стоит в честности перед самим собой, т.к. порой сам хочешь поддаться греху и не особо честно ищешь аргументы против.

Леонид Рамзаев: Indie пишет: Каким образом можно бороться с такого рода чехардой оправданий, уступок и самообмана в собственной голове? Гнев помогает, т. е. надо гневаться на помыслы. И молиться, когда помыслы приходят, чтобы Господь тебя защитил от них.

BrainStorm: Леонид Рамзаев пишет: Гнев помогает, т. е. надо гневаться на помыслы.Интересная мысль... Никогда не пробовал. У меня вопрос такой: а как можно умышленно гневаться? Я понимаю, когда настолько испытываешь отвращение к подобным помыслам, что как только такой помысл приходит, сразу возникает негодование, гнев, раздражение на сам помысл. Но если же испытываешь к этому помыслу симпатию, как заставить себя на него гневаться? А с молитвой согласен. Это очень действенное средство. Я бы сказал, что можно молиться не только, чтобы Господь защитил от них, но и чтобы помог их побороть. Кстати, скорее борьба с помыслами полезнее, чем избегание их. Хотя конечно, не надо специально искать их, просто бороться с ними с Божьей помощью по мере поступления.

Леонид Рамзаев: BrainStorm пишет: Интересная мысль... Это не то что моя мысль, совет святоотеческий такой есть. Это в тему того, что сам по себе гнев тоже может пригодиться, если ео направлять куда нужно. BrainStorm пишет: Но если же испытываешь к этому помыслу симпатию, как заставить себя на него гневаться? Ну, а ты представь, как тебе будет хреново, если ты грех сделаешь.



полная версия страницы