Форум » Православная жизнь » Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов » Ответить

Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов

AleBuAle: Каноны Церкви не запрещают супружеские отношения во время постов, утверждает иеромонах Димитрий (Першин) В церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. "Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи. Отец Димитрий напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам. По мысли апостола Павла, супружеская жизнь - пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и литургического благочестия: "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе" (1 Кор 7:1-7). "Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются", - отметил священник. По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви: "Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти" (3 правило святителя Дионисия Александрийского). Собеседник агентства рассказал, что этот подход был общепринятым на православном Востоке. Вот как, например, та же проблема разрешается в 13 правиле Тимофея Александрийского: "Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу". Иеромонах Димитрий пояснил, что последний запрет связан с тем, что 8 правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения. По словам иеромонаха Димитрия (Першина), Иоанн Златоуст, комментируя в своей проповеди это послание апостола Павла, подчеркивает, что "жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж - против воли жены", потому что подобное принудительное воздержание провоцирует к раздражительности, блудным помыслам, ссорам и прочим расстройствам. "Поэтому, согласно восточной христианской традиции, супружеское общение не отлучает человека от Бога. Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной", - заметил отец Димитрий. Другое дело, продолжил он, что существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чем-то ущербными. "Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко - "как лицемеров, сожженных в своей совести" (1 Тим 4:2)", - добавил священнослужитель. http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1909/ Обожаю этот сайт ) Всегда отличные материалы публикуют! )

Ответов - 59, стр: 1 2 All

Ulia: Саша, спасибо за разумную статью. Я это и раньше подозревала, но теперь уверена в своей правоте, и напрасное чувство вины за неспособность к такому длительному воздержанию мучать не будет А что касается детей, зачатых в Великий пост - есть такая статистика насчет их более слабого здоровья, но это объясняется исключительно тем, что весна - неблагоприятное время для зачатия по причине ослабленности организма матери, авитаминоза и общего ослабления.

Тоша: Один знакомы священник признавался, что в середине поста супруги чаще каются в грехах смотрения по интернету неприличностей и рукоблудстве. Вывод . Уж лучще честно быть вместе, чем грешить.

Алексей25: Пост это воздержание!!!


Барышня: Ой, мне кажется, все так просто. Если оба за воздержание - то воздерживаться, если хоть один против - не воздерживаться. Об этом прямо говорил Апостол. Если один супруг готов принять волю другого, а другой колеблется - грех или не грех, просто подумать о том, что Апостол не называет супружеское общение грехом, но явно дает понять, что воздержание, молитва и пост выше. Все-таки выше, чем невоздержание. Подумать и взвесить свои силы. Дальше действовать по правилу Апостола "Если оба за воздержание - то воздерживаться, если хоть один против - не воздерживаться."

Фома Тольяттинский: Тоша пишет: в середине поста супруги чаще каются в грехах смотрения по интернету неприличностей и рукоблудстве. Вывод . Вывод: разглашение тайны исповеди приследуется по закону.

Александр: Алексей25 пишет: Пост это воздержание!!! Да. Но разумно. Соизмеряя свои силы и силы супруга/супруги

Барышня: Фома Тольяттинский пишет: Тоша пишет: цитата: в середине поста супруги чаще каются в грехах смотрения по интернету неприличностей и рукоблудстве. Вывод . Вывод: разглашение тайны исповеди приследуется по закону. Ага, меня все время поражает, как священники в педагогических целях рассказывают целые истории про своих исповедников, еще с такими подробностями, что при желании иногда можно вычислить, про кого все это рассказывают.

Эль: Тоша пишет: Один знакомы священник признавался, что в середине поста супруги чаще каются в грехах смотрения по интернету неприличностей и рукоблудстве. Вывод . Уж лучще честно быть вместе, чем грешить. Проголодав недельку-другую, да еще находясь постоянно в молитве не захочется не то что там выполнять "супрежеские долги", смотреть вообще в сторону противоположного пола не захочется. Вывод: во время поста не филонить!

Александр: Эль пишет: Проголодав недельку-другую, да еще находясь постоянно в молитве не захочется не то что там выполнять "супрежеские долги", смотреть вообще в сторону противоположного пола не захочется. А вот и неправда. Вы бы, дорогая Эля, сначала бы у мужской половины человечества проконсультировались

serg: Эль пишет: Проголодав недельку-другую, да еще находясь постоянно в молитве не захочется не то что там выполнять "супрежеские долги", смотреть вообще в сторону противоположного пола не захочется. Ну ето надо вообще не есть, хотя тогда будешь на все полы смотреть как на писчу...мда

Эль: Александр пишет: А вот и неправда. Вы бы, дорогая Эля, сначала бы у мужской половины человечества проконсультировались Правда, интересовалась). Могу порекомендовать несколько дней поесть сухарей с водой

Александр: Эль пишет: Правда, интересовалась). Могу порекомендовать несколько дней поесть сухарей с водой Если бы это было правдой, то уж тем более не было бы таких искушений, помыслов у монахов, с которыми им приходится усердно бороться всю свою жизнь. Уж кто как не они вкушают постную пищу при физическом труде. Так что ваши молодые люди несколько лукавят

Тоша: Фома Тольяттинский пишет: Барышня пишет: Ага, меня все время поражает, как священники в педагогических целях рассказывают целые истории про своих исповедников, еще с такими подробностями, что при желании иногда можно вычислить, про кого все это рассказывают. Вывод: разглашение тайны исповеди приследуется по закону. Фома, Барышня Есть оговорка что в назидательных целях можно не называя конкретных имен и иных уточняющих обстоятельств, которые могли бы повредить исповеднику, приводить пример исповедника в назидание. Напр. духовник моностыря может на основе иповедей давать советы наместнику о недостатках и тенденциях в моностырской жизни насельников. Во- первых прихожан данного настоятеля я не знаю. Во - вторых настоятель имена их мне не называл и пальцем не показывал. В третьих если бы я и захотел "вычислить" виновных в сем грехе, то под подозрение мне пришлось бы взять почти всех, кроме бабушек, которые уже даже с трудом в уголочках храма сидят.... В четвертых про старца Иоанна тоже можно сказать что он нарушил тайну исповеди прп. Марии Египетской.

Юродивый: Церковные посты не распространяются на супружеские отношения? Это ложь. Правда в том, что Церковь снисходительна к этим отношениям в период поста по известным причинам (икономия), категорически запрещая их только перед Причастием и Крещением.

Барышня: Тоша пишет: Фома, Барышня Есть оговорка что в назидательных целях можно не называя конкретных имен и иных уточняющих обстоятельств, которые могли бы повредить исповеднику, приводить пример исповедника в назидание. Тоша, а где конкретно есть эта оговорка? А то Фома-то и не знает :)

Тоша: На интернет версии сослатся не могу. Перевернуть всю свою домашнюю библиотеку для поиска ссылки- эта тема успеет уже засохнуть. Могу только разве сослатся на свою совесть, которая вспоминает что где-то она сие читала.

Новоначальный: Уважаемый душевно больной ( Юро́дство (от слав. «оуродъ», «юродъ»[1] — дурак, безумный) обоснуйте пожалуйста ваше утверждение Церковные посты не распространяются на супружеские отношения? Это ложь. Правда в том, что Церковь снисходительна к этим отношениям в период поста по известным причинам (икономия) с ссылкой на церковные каноны, или это мнение только юродивых?

Новоначальный: И что значит это выражение " Церковь снисходительна" Церковь- это кто ? Церковь- это вы?

Юродивый: Уважаемый, Новоначальный, объясняю: один из видов постов – супружеское воздержание. Церковный пост – это не просто диета, это всестороннее воздержание, в том числе и супружеское, используемое в духовной борьбе. Поэтому, когда Церковь говорит о посте, она не имеет в виду, только воздержание в пище, это должно быть и юродивому понятно.

Юродивый: Новоначальный пишет: И что значит это выражение " Церковь снисходительна" Церковь- это кто ? Церковь- это вы? Каждый христианин уважаемый, Новоначальный, принадлежит Церкви, является её частью. Снисхождение Церкви к супружеским отношениям в период поста проявляется в пастырской духовнической практике. У христиан существует супружеское воздержание, так где же ему быть как не в период церковных постов?

Новоначальный: Уважаемый Юродивый в типиконе Церковь регламентирует употребление пищи, типа в один пост можно есть рыбу, в другой нельзя рыбу, а про супружеские отношения типикон молчит, молчат и каноны, но перед причастием каноны об этом не молчат и говорят что нельзя, почему тогда каноны молчат про это во время постов? Может быть всё таки можно? Ведь есть такой юридический принцип, что можно всё, что официально не запрещено законом. А потом воздерживаться во время поста надо от греха. В связи с этим скажите Юродивый свою супругу того самое... это что - ГРЕХ ? Или я протестант?

Юродивый: Новоначальный, вы отрицаете необходимость супружеского воздержания в духовной жизни, для "упражнения в посте и молитве" ?

Новоначальный: Я отрицаю необходимость супружеского воздержания в духовной жизни Потому что цель духовной жизни есть любовь к Богу и к ближнему, а супружеские отношения это и есть выражение любви и стремление супругов к единению и к духовному и к физическому, двое соединяются в плоть едину- Бог соединяет, и всякие там юродивые да не разлучают.

Новоначальный: Уважаемый душевно больной разъясните пожалуйста предание Церкви которое нам говорит: древнее каноническое предание Церкви: "Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти" (3 правило святителя Дионисия Александрийского). Собеседник агентства рассказал, что этот подход был общепринятым на православном Востоке. Вот как, например, та же проблема разрешается в 13 правиле Тимофея Александрийского: "Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу".

Барышня: Тоша пишет: На интернет версии сослатся не могу. Перевернуть всю свою домашнюю библиотеку для поиска ссылки- эта тема успеет уже засохнуть. Могу только разве сослатся на свою совесть, которая вспоминает что где-то она сие читала. Ну, совесть - это не аргумент. У нас вот с Фомой совесть против разглашения тайны исповеди в любой форме, слишком много соблазнов в этом случае (в случае допущения разглашения) и для исповедующего и для слушающего назидательные рассказы из чужой жизни. Мне один игумен такое рассказывал из жизни своих чад, что я стояла красная, как рак и не знала, куда мне провалиться. Я бы предпочла избежать подобных педагогических методов. Понятно Ваше мнение, спасибо.

Новоначальный: Юродивый вы случайно не монтанист?

Юродивый: Уважаемый, Новоначальный, слово «юродивый» имеет несколько значений, в том числе и добродетель безумия ради Христа. Мне очень не понятно, почему вы обращаетесь ко мне с именем «душевно больной»? Ваша избирательность в смыслах заставляет о многом задуматься, например, что вы невоспитанный человек. Если вы себя исключаете из числа «душевно больных», то я могу только порадоваться за ваше душевное здоровье и боюсь, что вам не нужен Христос, ибо не здравые нуждаются во враче, по Его словам, но больные. А если вы не нуждаетесь во Христе и Истине, а ищете чего-то другого, страдаете любопрением (а разве это не душевная болезнь?), слушаете тех, кто льстит вашему слуху, то мне с вами не о чем говорить, ибо я ни хочу знать ни чего кроме Христа. Напомню вам слова ап. Павла: «Будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя». (Филипп. 2, 2-11). Желаю вам духовно прозреть и исцелиться от гордыни – главного душевного недуга, присущего всем нам.

Юродивый: Новоначальный пишет: Юродивый вы случайно не монтанист? Взгляды на брак монтанистов мне не свойственны. Я не считаю брак уступкой слабости человеческой, не проповедую крайний аскетизм и не отрицаю второй брак. А вот вас действительно можно заподозрить в монтанизме. Вы бросили странную критическую реплику, не объяснив её, по вопросу об отношении христианина к империи, а ведь известно, что монтанисты, как сектанты, резко отрицательно относились к Римской империи, как институту власти, а христиане проявляли дозволительную лояльность и молились за императора-язычника.

Юродивый: Новоначальный пишет: Я отрицаю необходимость супружеского воздержания в духовной жизни До чего мы дошли, какой ужас! Вы отрицаете необходимость супружеского воздержания в духовной жизни, о котором говорит ап. Павел (1 Кор. 7, 1-7) и все его отцы- экзегеты, например, Свят. Иоанн Златоуст!!! Новоначальный пишет: Потому что цель духовной жизни есть любовь к Богу и к ближнему, а супружеские отношения это и есть выражение любви и стремление супругов к единению и к духовному и к физическому, двое соединяются в плоть едину- Бог соединяет, и всякие там юродивые да не разлучают. О, стяжатель "любви", какое у вас обольщение! А ведь невоздержание ваше, по замечанию ап. Павла – власть над вами сатаны, это ваша измена Любви, которая питает ваши страсти и гордыню, что вы и демонстрируете.

Новоначальный: Юродивый Ваша избирательность в смыслах заставляет о многом задуматься, например, что вы невоспитанный человек. а может быть я тоже юродствую или у вас патент на юродство?



полная версия страницы