Форум » Православная жизнь » Традиционный пост и личный пост - размышления » Ответить

Традиционный пост и личный пост - размышления

AleBuAle: Снова о посте - в общем, не "пищевом" его смысле. В последнее время размышляю об индивидуальном посте - в евангельском смысле. По Писанию мы видим, что верующие брали на себя подвиг поста для вполне конкретных целей: 1. Для подготовки к какому-то важному событию или служению 2. При особо важных молитвах (просьбах) к Господу 3. При покаянии за грехи 4. Чтобы оплакать какое-то грустное событие (смерть) 5. При народных бедствиях Были в Израиле и общеобязательные посты, закрепленные в Писании - но не так много. Благочестивые иудеи постились дополнительно, по собственному желанию, а некоторые фарисеи - два раза в неделю. В наше время практика "общеобязательных" распространена повсеместно, но практика "личных" постов совершенно забыта (по крайней мере я ни разу о подобном даже не слышал). Надо полагать, что жесткая акцентирование на общеобязательных постах и их обилие в нашей практике заглушило эту евангельскую традицию. Кроме того, обилие общеобязательных постов размывает их смысл в сознании христианина - он не видит никакой их связи с его личной жизнью. На вопрос "почему ты постишься?" - большинство ответят, что "так принято в церкви" или в этом духе. Не ответят, что мне сейчас тяжело и я взял на себя пост, чтобы попросить помощи у Господа, не ответят, что я согрешил и хочу принести Господу покаяние, не ответят, что готовятся к служению. В этом смысле, на мой взгляд, именно "личные" посты, как одна из форм личных отношений с Богом - наиболее важные для духовной жизни христианина.

Ответов - 26

Rooster: Стоит определиться, в чем может выражаться личный пост. Если в особенностях питания, то в силу перегруженности православного календаря постными днями он вряд возможен. Если в чем-то другом, то да.

Катюша: AleBuAle пишет: но практика "личных" постов совершенно забыта но не совсем забыта, хотя конечно можно поспорить сказать что такой пост тоже считается общепринятым, и все же я имею ввиду пост перед причастием, ведь он как раз удовлетворяет вашему первому требованию : для подготовки к какому-то важному событию или служению а так в принципе вы правы, смысл поста очень размыт, в большинстве своем мы постимся постом телесным, забывая о духовном...

Rooster: Катюша пишет: в большинстве своем мы постимся постом телесным Да и это - по большому счету не пост, а диета. Пост - это полное невкушение пищи.


Rooster: Катюша пишет: и все же я имею ввиду пост перед причастием Причастие - норма христианской жизни. Если человек причащается постоянно, разве нужен пост?

Катюша: Rooster пишет: Пост - это полное невкушение пищи Это где вы такое прочитали????

Катюша: Rooster пишет: Причастие - норма христианской жизни. Если человек причащается постоянно, разве нужен пост? Регулярно, это как по вашему???

Rooster: AleBuAle Молитвенниче и постниче! Ты пишешь: В наше время практика "общеобязательных" распространена повсеместно, но практика "личных" постов совершенно забыта Это не совсем так. Вот что говорит даже Википедия: В источниках зафиксированы также случаи неоднократных соблюдений общественных («нарочитых») постов, к которым Русская Православная Церковь призывала мирян в годы лихолетья, когда страну поражали стихийные бедствия, повальные болезни, неурожаи, смуты и войны. Например, в 1395 г., когда для защиты от Тамерлана в Москву был принесён чудотворный образ Владимирской Богоматери, везде стали поститься. Эта традиция продолжилась до ХХ в. — в августе 1915 г. и в 1918 г., во время новой «смуты», Первой мировой войны, по благословению патриарха Московского и всея Руси Тихона. Это, конечно, не совсем "личные" посты, но они были приурочены к событиям общественной жизни, требовавшим особого духовного переживания.

Катюша: Rooster пишет: Засим настоятельно предлагаю перейти к разбору аргументации данного автора. Она очень серьезна и продуманна Хорошо начнем с первого утверждения, поведайте мне пож-та где в Священном Писание написано:"Пост означает не просто ограничение рыбам, гадам и прочим брашнам. Пост означает полное неядение. и Непитие".

Rooster: И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. (2 Царств 12:15-17) Давид закончил пост через семь дней, после того как умер ребенок. Только тогда он встал, пошел в Дом Божий, молился, а затем пришел домой и поел. Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть - погибну. (Есфирь 4:16) Этот пост был одним из тех, который исключал употребление любой еды и питья. Бог призрел на пост народа и услышал их молитвы, дав избавление от их врагов. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: “чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем “. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. (Иона 3:4-10) Мы не должны из этого отрывка понять, что необходимо держать пост и животным. Это было пониманием поста царя из Ниневии, особенно надо учитывать, что этот человек не имел познания Слова Божьего. Но все таки кажется, что он знал о посте больше, чем люди знают сегодня. Итак, совершенно ясно, что в Библии не существует специальной заповеди, данной Богом относительно питания, что можно или нельзя есть во время поста, но в библейском понимании пост был воздержанием от еды и иногда и от воды.

Катюша: Спасибо за пример! В Новом же Завете Господь неоднократно говорил с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты когда постишься, по-мажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17). Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Rooster: Катюша пишет: В Новом же Завете Господь неоднократно говорил с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста В цитате из Евангелия нет ничего о пищевых правилах поста. То есть по умолчанию их можно считать идущими из ветхозаветной практики. Вы несогласны? Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Думаю, это известно всем. Мы же говорили о том, что применительно к библейской практике поста практика употребления определенных сортов пищи и называние этого постом является лишь диетой... «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Обуздывать язык, удаляться от зла, отлагать гнев можно вообще без всяких пищевых ограничений. Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой. Разве здесь утверждалось обратное?

Катюша: Rooster пишет: Разве здесь утверждалось обратное? все было по теме, Вы привели пример из Ветхого завета, я продолжила из Нового В Новом Завете есть просто некоторое переосмысление значения поста а вообще мне кажется мы ушли от темы: AleBuAle пишет: Снова о посте - в общем, не "пищевом" его смысле пустились в пустословие...

Rooster: Катюша пишет: все было по теме, Вы привели пример из Ветхого завета, я продолжила из Нового Конкретизируйте, какие пищевые ограничения предложены в Новом Завете по сравнению с Ветхим. а вообще мне кажется мы ушли от темы пустились в пустословие... Если Вам не удается подтвердить свою мысль ссылками, это не значит, что это пустословие. Просто дефицит аргументации.

Катюша: Катюша пишет: Конкретизируйте, какие пищевые ограничения предложены в Новом Завете по сравнению с Ветхим. Если Вам не удается подтвердить свою мысль ссылками, это не значит, что это пустословие. Просто дефицит аргументации Вы не беспокойтесь, аргументация у меня всегда найдется и подтверждение тоже!!! Да что же вы все об одном и том же, да о другом в Новом Завете говорилось, о другом было переосмыслено!!! Когда Иисус Христос проповедовал Евангелие, то Апостолы – ученики Господа Иисуса Христа были свободны от поста. То что Апостолы не постились тревожило фарисеев. В книге – От Луки святое благовествование описана ситуация, когда был призван на служение мытарь, именем Левий. После призвания, он сделал для Господа большое угощение – отметить своё покаяние. Небеса в этот момент ликовали, он радовался, радовались и многие другие люди. Священное Писание нам говорит, что в тот день не у всех была радость. Да-да немало было и тех кого покаяние Левия не радовало, а печалило. Книжники и фарисеи впали в ропот. Можно даже представить себе всю ту обстановку: то что на угощении были мытари и там с радостью и веселием принимали пищу, было ещё терпимо, но то что там вместе со всеми были и Апостолы – для фарисеев было невыносимо. Какой разительный контраст – печальный весь в чёрном, принявший на себя унылое и мрачное лицо фарисей, а напротив – ликующие и радостные Апостолы, в простоте и веселии принимающие, вместе с мытарями, предложенное им угощение. И Господь с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? 31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. 33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? С этого отрывка можно понять – чем были наполнены сердца фарисеев. По истине это были те люди чей бог – чрево. Фарисеи «не заметили» спасения мытаря, именем Левия, но наверно знали кто, что и сколько съел. То, что Господь исцелял, воскрешал проповедовал Евангелие – фарисеев не очень привлекало. Их устремления были к столам. Да, поведение и положение фарисеев ясно указывают на то, что их посты были просто лицемерием. Можно их представить – как образец какой пост не угоден Богу. Возникает вопрос: а какой пост угоден Богу? Вот что говорит Священное Писание: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. (Книга пророка Исаии). Этот отрывок указывает на то что каким должно быть состояние духа и души у желающего взять пост. Господь Иисус Христос, Сам указал, как должно приготовить плоть к посту: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (От Матфея святое благовествование)

Rooster: Катюша пишет: Этот отрывок указывает на то что каким должно быть состояние духа и души у желающего взять пост. Катюша, обращаю Ваше внимание на то, что Вы затрагиваете нравственную сторону поста, тогда как в начале говорили о пищевой. Итак, как, по-Вашему, была переосмыслена пищевая сторона поста в Новом Завете по сравнению с Ветхим? В тех текстах, которые Вы привели, об этом ничего не сказано.

Катюша: Rooster пишет: Катюша, обращаю Ваше внимание на то, что Вы затрагиваете нравственную сторону поста, тогда как в начале говорили о пищевой. Итак, как, по-Вашему, была переосмыслена пищевая сторона поста в Новом Завете по сравнению с Ветхим? В тех текстах, которые Вы привели, об этом ничего не сказано. Rooster, обратите внимание что я с самого начала делала упор именно на нравственную составляющую поста...

Rooster: У Вас возникло недоумение: Катюша пишет: Хорошо начнем с первого утверждения, поведайте мне пож-та где в Священном Писание написано:"Пост означает не просто ограничение рыбам, гадам и прочим брашнам. Пост означает полное неядение. и Непитие". Я постарался его прояснить, показав, что пост - это именно полное воздержание от пищи. Это возражений у Вас не встретило - и Вы перешли к раскрытию нравственной стороны поста; этот аспект темы наименее дискуссионен.

Катюша: Простите, а это разве не Вы писали??? Rooster пишет: Итак, совершенно ясно, что в Библии не существует специальной заповеди, данной Богом относительно питания, что можно или нельзя есть во время поста, но в библейском понимании пост был воздержанием от еды и иногда и от воды. в этом тексте я не увидела полное воздержание, на которое Вы ранее утверждали...

Rooster: Как же можно не увидеть? в библейском понимании пост был воздержанием от еды и иногда и от воды. Был полным воздержанием. Как можно не увидеть в полном воздержании полного воздержания? А=A.

Катюша: Rooster пишет: Как же можно не увидеть? цитата: в библейском понимании пост был воздержанием от еды и иногда и от воды. Был полным воздержанием. Как можно не увидеть в полном воздержании полного воздержания? А=A. по-моему Вы уже запутались в своих словах...

Rooster: Да нет, всё логично. Вот Ваша первая фраза в теме, относящаяся к питанию в пост: Это где вы такое прочитали???? Она была реакцией на мою фразу: "Пост - это полное невкушение пищи". Я подтвердил это по Вашей просьбе библейскими цитатами. Они подозрения не вызывают? Если нет, то теперь Вы несколько скорректируете мнение о посте как диете (вкушении определенных сортов пищи). Пост - это невкушение пищи.

Катюша: Rooster пишет: Я подтвердил это по Вашей просьбе библейскими цитатами. Они подозрения не вызывают? так может на ты, уж если вы сами затронули в другой теме этот вопрос? библейскими цитатами??? это были рассуждения какого-то богослова... кстати можно узнать имя, его труды....

Rooster: Катюша пишет: так может на ты Очень хорошо! библейскими цитатами??? Я привел как рассуждения преподавателя богословия, так и три цитаты из Священного Писания. кстати можно узнать имя, его труды.... Имя - иеромонах Андрей. Труды - приходская и публицистическая деятельность. С последней можно ознакомиться, например, здесь, а также в многочисленных комментариях в блогосфере. Вот его профиль: mgr-andrew

Abuna прот.Владимир: 1. Для подготовки к какому-то важному событию или служению 2. При особо важных молитвах (просьбах) к Господу 3. При покаянии за грехи 4. Чтобы оплакать какое-то грустное событие (смерть) 5. При народных бедствиях К исходному «посту»: - явно, Церковь подразумевала четырядесятницу как всеобщее личное для каждого члена Церкви особое состояние по крайней мере по первым 3-м пунктам. 4-й и 5-й в то бедовое время были тоже как сопутствующий фактор… Общее Церковное – это и очень личное. (Это категорически необходимое условие!) Протестанты до сих пор удивляются, почему мы боимся вступить в личные отношения со Христом – Спасителем – даже вот помолиться своими словами… Молитвы – только из книг, пост – только от и до и только так… Кто поставил эти границы? От чего они ограждают? Господи, где моё сердце??? С Тобой ли оно сейчас???! Или сковано некими границами и рамками? И довольствуется этим нахождением в "спасительной" ограде, где тебя кто-то попасёт, кто-то вразумит, кто-то решит за тебя?... Как "удобно"... Апостолы – ученики Господа Иисуса Христа были свободны от поста. То что Апостолы не постились тревожило фарисеев. Их до сих пор это тревожит... "Пост - это полное невкушение пищи". Пост в полном смысле действительно подразумевает полное воздержание от пищи. Господь постился 40 дней, а потом захотел поесть… Явно на этой безжизненной горе Ему не подносили красовулю вина и чрепокожих по субботам… Думается, пост в современном его понимании подразумевает снисхождение к немощам и т.п. – вот и появились диетические тонкости. Но утратилось ощущение именно личного поста. Личного по пунктам 1, 2, 3, 4, 5…

Rooster: Abuna прот.Владимир пишет: Пост в полном смысле действительно подразумевает полное воздержание от пищи. Катюша, обрати внимание: по этому вопросу намечается consensus patrum. Молитвы – только из книг, пост – только от и до и только так… Да, мертвящий ложно понимаемый традиционализм загораживает вход в церковное сообщество для многих искренних людей. А многим уже вошедшим в него ставит тяжелую задачу доказать, что они - "не верблюды". Думается, пост в современном его понимании подразумевает снисхождение к немощам и т.п. – вот и появились диетические тонкости. Думается, это очень вероятное объяснение. Но, возможно, не единственное.

AleBuAle: Запостил тему ещё на одном форуме - получилось довольно интересное обсуждение: http://forum.pravmir.ru/showthread.php?p=49747



полная версия страницы