Форум » Православная жизнь » Если мы хотим быть Церковью... » Ответить

Если мы хотим быть Церковью...

Rooster: Предполагаю, что далеко не все посетители православных храмов хотят быть Церковью. Приведенные ниже размышления пресвитера Константина Кравцова могут найти отклик у тех, кто всё же имеет желание Церковью быть. Ранняя церковь, как известно, вообще не знала практики крещения младенцев. Тогда, скорей всего, никому это и в голову не приходило. Потом все изменилось, но все же далеко не сразу утвердилось то, что повсеместно узаконено сейчас, когда крестят от сглазу, порчи, для здоровья и потому что такой обычай (вполне языческий). Единственным условием крещения как младенцев так и взрослых является, как известно, уплата денег в церковный ящик точно также как и за венчание (о вере, как правило не спрашивают – сразу переходят к делу). И конечно же не назовешь иначе как чудом то, что до сих пор не догадались внести в прейскурант плату за причастие. Впрочем, перед исповедальным столиком, как правило, стоит тарелка для пожертвований и во многих храмах негласной платой за исповедь является свеча, а во время службы народ неоднократно обходят с подносом, так что – как сказать… Однако то, что занимающаяся коммерцией жреческая каста и Церковь – не одно и то же не очевидно только слепому, точнее, только тому, кто упорно не хочет видеть очевидное. И что особенно радует, появляются конкретные предложения, как изменить ситуацию: http://www.rus-obr.ru/day-comment/5487. То, что предлагает Егор Холмогоров, представляется чем-то из тех вещей, которые слишком хороши для того, чтобы оказаться правдой, но… Был же, скажем, опыт русской эмиграции с ее храмами на квартирах и в гаражах, а у нас в лагерях престолами служили пни на лесоповале… Важно, чтобы как можно большее число людей осознало, что храм, как таковой, вовсе не обязателен для совершения Евхаристии, что он может быть и на дому, и в подвале дома, что все в руках общины, которая и должна выбирать пресвитера и, что, похоже, никакого другого выхода у нас действительно нет, если мы хотим быть Церковью, а не кастой (или сектой).

Ответов - 11

BrainStorm: Rooster Слишком уж пессимистично. Быть может у него такой опыт. Не спорю, что описанные моменты существуют... Но, имхо, существуют уже и очень положительные примеры. Статистики конечно не знаю, хочется надеяться хотя бы на 50/50, но в целом, имхо, движение в положительную сторону идет. Поэтому я настроен оптимистично и подобных пессимистичных взглядов и решений не приемлю (ну по крайней мере для себя).

Rooster: Не мог бы ты поделиться оптимистичными моментами?

BrainStorm: О катехизации начинают говорить. На местах начинают проводить беседы не только перед крещением, но и перед венчанием. Пусть это не повсеместно, пусть некоторые, узнав об обязательной программе, уходят в храмы, где можно просто за денюжку без всяких бесед, но все-равно, общий процесс (пусть медленный) идет. В какой-то епархии катехизацию попробовали ввести на общеепархиальном уровне. Все больше и больше священников приходят к осознанию, что оглашать людей надо... Пусть хотя бы по 40 минут. Понятно, что за 40 минут не введешь человека в церковную жизнь, но это лучше, чем ничего. Как я понимаю, сейчас "ничего" становится меньше. А "хоть что-то" - больше. Вопрос в том, где этот процесс остановится? Если он остановится на полумере (обязательная беседа длиной в час во всех храмах), то этого все равно будет мало (хотя и лучше чем ничего), тогда может быть и будут справедливы столь пессимистичные мысли. Сейчас конечно, дела идут не так, как хотелось бы, но в момент ничего не случится, всему нужно время. А мгновенные перемены обычно чреваты повреждениями на местах (хотя иногда приходится прибегать и к крайним мерам).


Vsevolod: Rooster пишет: Единственным условием крещения как младенцев так и взрослых является, как известно, уплата денег в церковный ящик точно также как и за венчание (о вере, как правило не спрашивают – сразу переходят к делу). Не надоело ещё клеветать? Тем, кто пишет о единственном условии, предлагаю провести эксперимент - прийти в храм и сказать: "я ни во что не верю, вот вам 10 тыс. рублей, крестите меня". Rooster пишет: Впрочем, перед исповедальным столиком, как правило, стоит тарелка для пожертвований и во многих храмах негласной платой за исповедь является свеча, а во время службы народ неоднократно обходят с подносом, так что – как сказать… Не просто обходят - руки заламывают, в карманы лезут.. А в глаза как посмотрят, прямо до самой глубины детской души заглянут с немым вопросом: "как, ты не сдал деньги?" - попробуй не дай.. А блюдо с подносом? - ну просто вопиющий факт вымогательства! Конечно же ничего этого не должно быть, и нормальные люди, которые по-совести жертвуют на храм, должны искать для этого окольные пути - это чтобы не травмировать жителей страны Эльфов проклятущими символами власти материального.. Rooster пишет: Был же, скажем, опыт русской эмиграции с ее храмами на квартирах и в гаражах, а у нас в лагерях престолами служили пни на лесоповале… [утирает слезу умиления] Какая прелесть. А я люблю красоту как внутреннего убранства, так и самой архитектуры храма; гараж же предлагаю всё-таки использовать по прямому назначению. Эмигранты жили в изгнании, в чужой стране, среди чужих людей, в чужой культуре и у них не было по-первости другого варианта. Со временем и они обзавелись своими храмами. Интересно почему, если можно служить "и в квартире, и в гараже"? Rooster пишет: Важно, чтобы как можно большее число людей осознало, что храм, как таковой, вовсе не обязателен для совершения Евхаристии, что он может быть и на дому, и в подвале дома, что все в руках общины, которая и должна выбирать пресвитера и, что, похоже, никакого другого выхода у нас действительно нет, если мы хотим быть Церковью, а не кастой (или сектой). Есть мнение, "если мы хотим быть Церковью, а не кастой (или сектой)", надо также помнить, что в норме "община" = "приход", а у прихода есть свой храм - центр общинной жизни христиан. И этот центр открыт для всех, любой человек с улицы знает куда можно прийти, если вдруг возникла, пусть даже смутная и не вполне осознанная, потребность прикоснуться к Вечности. Это в отличие от секты, которая (не смотря на то, что чаще всего нафиг никому не нужна) прячется непойми от кого по квартиркам и вообще только для своих, "посвящённых". В первые века христианства, которые многие почему-то приняли для себя в качестве идеала, когда Церковь была гонима, о храмах не могло быть и речи, общины христиан, боясь преследователей, собирались тайно. Не вижу никаких причин для возобновления этой практики в современности. Мы свободны верить во Христа; мы свободны ни от кого не прятаться, проповедовать; мы не эмигранты, из милости живущие на чужбине. Мы свободны и на своей земле. Раз так, пусть крепко стоят стены наших храмов и сияют на солнце золотом их купола. А по поводу выборности пресвитеров.. Желающие выбирать пресвитера свободны также выбрать себе другую конфессию - лютеранство, например.

Rooster: Vsevolod пишет: Не надоело ещё клеветать? Тем, кто пишет о единственном условии, предлагаю провести эксперимент - прийти в храм и сказать: "я ни во что не верю, вот вам 10 тыс. рублей, крестите меня". Я так думаю, чистую правду человек пишет. И к тому же является, если не ошибаюсь, пресвитером с опытом служения. Довольно странны сомнения в достаточной объективности этих наблюдений. К тому же он не пишет о ситуации, смоделированной тобой с характерным доведением до абсурда. Просто в реальности ситуация выглядит так: люди приходят, "записываются на крещение" в регистратуре храма, предварительно оплатив "требу". Служитель, совершающий оную, просто обслуживает заказчиков. И вынужден это делать. Если тебе известны случае отказов в крещении, очень интересно услышать подробности. Не просто обходят - руки заламывают, в карманы лезут.. А в глаза как посмотрят, прямо до самой глубины детской души заглянут с немым вопросом: "как, ты не сдал деньги?" - попробуй не дай.. А блюдо с подносом? - ну просто вопиющий факт вымогательства! Ирония иронией, а факто остается фактом: зачастую многоразовый "тарелочный сбор" "На восстановление храма", "на восстановление иконостаса" и прочие экстренно важные вещи действительно имеет место быть. И в отличие от ревнителей Звонкаго Рубля, такие люди, как автор заметки, этого не скрывают, за что честь им и хвала. Конечно же ничего этого не должно быть, и нормальные люди, которые по-совести жертвуют на храм, должны искать для этого окольные пути - это чтобы не травмировать жителей страны Эльфов проклятущими символами власти материального.. Лирика, лирика... Когда же научимся конкретно формулировать мысли? За отсутствием таковых иронический туман, увы, не помогает... А я люблю красоту как внутреннего убранства, так и самой архитектуры храма; гараж же предлагаю всё-таки использовать по прямому назначению. А я люблю тишь аудитории. И в сумраке с кадильным дымом у меня дискомфорт. А кто-то скажет: а я люблю природу, и от толкучки в крестово-купольном теремке у меня, мягко говоря, вдохновение пропадает. Речь вообще, наверное, не о том, кто что любит. Решать всё в рамках коммерческого проекта "Софрино и К" с обязательной сертификацией пластмассовых куполов и резиновых кадил с ладаном "Афонский Роллтон" - не слишком ли пошло для поместной Церкви, имеющей реальный опыт служения новомучеников? И опыт этот именно гаражно-лесной. Гонения созидают Церковь. Да, искать их не нужно, они сами ее найдут. И появятся и гаражи, и пни, и обеденные столы с Евхаристией в чашке. Конечно, обывателям, балдеющим от куполка с дымком под ним и тянущимся к тугой мошне для доброхотнаго жертвования, до такой Церкви не будет дела. Да, думаю, и к лучшему. Vsevolod пишет: Есть мнение, "если мы хотим быть Церковью, а не кастой (или сектой)", надо также помнить, что в норме "община" = "приход", а у прихода есть свой храм - центр общинной жизни христиан. Я вообще не понял, к чему в заметке термин "секта". Для вескости, что ли? Вескости это понятие не добавляет. Тем более что оно очень размыто. Центром же общинной жизни может быть собрание где бы то ни было. Главное чтобы христиане были в наличии. Ныне ситуация, увы, иная: избыток храмов при недостатке общин. Перекос, однако. Каждый ли храм, заполненный народом, можно назвать в реальности местом собрания общины? Нет, конечно. И этот центр открыт для всех Вообще-то на собрания христиан по канонам допускаются лишь верные. Это соблюдается у православных старообрядцев. У нас же, "никониан", - нет. Открытие христианских собраний для всех - нонсенс, неизвестный канонической практике. Из того, что это распространилось достаточно широко, не стоит делать вывод, что это правильно. Иначе получится попрание велений Церкви, отраженное, например, в литургических текстах. Даже оглашаемых - христиан, проходящих подготовку к таинству Крещения, просят покинуть евхаристическое собрание. Что уж говорить о нечленах Церкви. любой человек с улицы знает куда можно прийти, если вдруг возникла, пусть даже смутная и не вполне осознанная, потребность прикоснуться к Вечности. Каноны не знают допущения неверного на собрание христиан. Точка. Это в отличие от секты, которая (не смотря на то, что чаще всего нафиг никому не нужна) прячется непойми от кого по квартиркам и вообще только для своих, "посвящённых". Противопоставление "церкви для всех" "секте для посвященных" не имеет под собой оснований. Ошибка здесь в том, что наличная практика, имеющая место по причине государственного православия в России до революции с автоматическим разрешением всем гражданам (крещеные же) приходить в собрание христиан, в советское время по причине номинализации канонического контроля не получивная должного осмысления, выдается за должное положение вещей. Это совершенно не так. То, что некая религиозная структура предоставляет свои услуги, условно говоря, для всех, никак не говорит об ее преимуществах с духовной точки зрения. Это говорит лишь о том, что она является социально приемлемым вариантом отправления религиозных нужд. Не вижу никаких причин для возобновления этой практики в современности. Никто и не принуждает видеть. Думаю, автор заметки просто осмысляет события. А по поводу выборности пресвитеров.. Желающие выбирать пресвитера свободны также выбрать себе другую конфессию - лютеранство, например. Не иначе как блестящее знание церковной истории сподвигло на рождение этих замечательных строк. Можно было бы об этом с радостью сообщить старообрядцам, сохранившим православную церковную традицию выборности пресвитеров. Но не будем: слишком опасаюсь за их мнение о "никонианах". Всё-таки хочется, чтобы они считали нас адекватными, а не хулящими православные традиции, именуя их протестантскими.

Vsevolod: Rooster пишет: Если тебе известны случае отказов в крещении, очень интересно услышать подробности. Отказали в Покровском соборе моей знакомой. Давно было дело, сам тогда ещё не крещёный был. Какой священник отказал - не знаю. Но факт. Взрослая женщина "показала норов" священнику, на подобие "сейчас прям, буду я вас слушать как надо и как не надо". Уважаемой просто без лишних разговоров указали на дверь. Ещё покойный о. Иоанн Филёв вспоминается сразу - уж он-то как "пропесочивал" родителей с крёстными, пришедшими чтобы крестить младенцев Сам свидетель. Такое, далеко не часовое, наставление не каждый выдержит. А ещё крещение младенцев и детей постарше в Кирилло-Мефодиевском соборе.. Пару лет назад по случаю присутствовал.. То же самое: никаких "привет-давай деньги-пока". Стоит группа родителей и восприемников.. Священник никуда не спеша, "с чувством, с толком, с расстановкой" рассказывает им о смысле таинства крещения, об ответственности крёстных и родителей, о православной вере.. Молодой батюшка. Кажется, о. Александр (но не поручусь, я его лично не знаю и могу ошибаться). А ещё всем нам хорошо известный батюшка из области, который взрослых не крестит, пока хотябы главу из Евангелия не прочитает.. Что-то не складывается "жреческая" картина. Rooster пишет: Конечно, обывателям, балдеющим от куполка с дымком под ним и тянущимся к тугой мошне для доброхотнаго жертвования, до такой Церкви не будет дела. Да, думаю, и к лучшему. Это как у Леонардо да Винчи: "Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в воде звезды". Тут уж кому аромат ладана - кому "обалдение"; кому добровольное пожертвование - кому побор"; кому рукотворная красота, посвящённая Богу, - кому место сбора служителей культа и их послушных рабов-язычников. А ещё квартирно-лесной вариант так приятно щекочет тщеславие сознанием своей "избранности", "истинности", "скромности", "гонимости" - долго можно продолжать подбирать сладкие эпитеты Rooster пишет: Ныне ситуация, увы, иная: избыток храмов при недостатке общин. Перекос, однако. Каждый ли храм, заполненный народом, можно назвать в реальности местом собрания общины? Нет, конечно. "А вот ещё, ИМХО, интересная статья на эту тему" (да простит меня osta за бесзастенчивый плагиат ). Как раз сегодня в "Декалоге" вышла: Как известно, в «спальных» районах Москвы катастрофически не хватает храмов. В воскресные и праздничные дни в маленьких храмах на окраинах города не могут поместиться все желающие, не говоря уже о родителях с детьми, которым зачастую приходится стоять на улице до начала причащения, а потом с трудом протискиваться к Чаше. Автору неоднократно случалось наблюдать причащение детей в притворе переполненного храма. Многих пожилых людей удерживает от посещения храма духота и толчея, отсутствие возможности выйти на улицу при плохом самочувствии. Стремление людей к храму не может не радовать, но одновременно встает вопрос, насколько полноценным будет воцерковление людей, особенно детей, в условиях, когда из-за тесноты и давки не удается проникнуться духом православного богослужения. Не говоря уже о том, можно ли хоть что-то услышать, стоя в притворе или на улице. Проблема стоит достаточно остро, и на первый взгляд выглядит почти неразрешимой. В старые времена, когда храм становился мал, его разбирали и заменяли новым, более просторным. Ныне существующие храмы дореволюционной постройки являются архитектурными и историческими памятниками, их нельзя расширять и перестраивать, а новое строительство наталкивается на трудноразрешимые проблемы поиска места и оформления землеотвода. В данном докладе предпринята попытка оценить существующее положение на примере района Ховрино и двух прилегающих районов, Головинского и Левобережного, и выявить потенциальные пути решения проблемы. О публичных слушаниях по Генплану летом 2009 года и их итогах В августе 2009 года для москвичей прошли публичные слушания по проекту Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года. Перед слушаниями в течение двух недель можно было ознакомиться с экспозициями нового Генплана, открытыми в каждом районе города. Однако многие посетители жаловались, что материалы Генплана, выставленные для ознакомления, имели абсолютно недоступный пониманию людей характер, пресса сетовала, что мероприятие проводится в период летних отпусков, в ограниченные сроки, только «для галочки». Московская епархия обратилась ко всем православным верующим с просьбой максимально активно участвовать в публичных слушаниях, создавать «десятки» — церковные общины — и подавать предложения, требующие строительства храмов в конкретных местах, в шаговой доступности от жилья, буквально в каждом микрорайоне столицы. На публичных слушаниях по проекту Генплана Москвы и правил землепользования заместитель мэра в правительстве столицы Валерий Виноградов заявлял, что: «Количество храмов в Москве, в первую очередь православных, должно увеличиться. Мэр Москвы Юрий Лужков активно откликнулся на обращения патриарха Кирилла по строительству храмов, особенно в периферийных районах, где церквей недостаточно». Однако в разработанных столичным руководством проектах «Актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года» и «Правил землепользования и застройки в городе Москве» нет предложений по решению требуемой Патриархом Московским и всея Руси Кириллом задачи-минимум: иметь православный храм в каждом микрорайоне Москвы, то есть один храм на каждые 10 тысяч человек. В Заключениях по результатам публичных слушаний фигурируют многочисленные обращения москвичей с просьбой предусмотреть места для строительства православных храмов. В том числе по САО таких обращений насчитывается несколько десятков. Ответы на обращения граждан носили характер отписки; самый общий ответ был следующий: «Генплан не устанавливает конкретные места размещения объектов религиозных конфессий. Правилами землепользования и застройки возможность строительства, реконструкции этих объектов на земельных участках правообладателей предусмотрена в границах общественно-деловых зон». Другой вариант ответа звучал следующим образом: «Законодательством РФ и города Москвы объекты религиозных конфессий не отнесены к объектам капитального строительства федерального, регионального значения, планирование размещения которых обеспечивают органы государственной власти». Таким образом, приходится констатировать нежелание разработчиков Генерального плана города идти навстречу пожеланиям граждан и принимать всерьез духовные потребности москвичей. В декабре 2009 года Мосгордума приняла проект Генерального плана Москвы в первом чтении. Повторное рассмотрение проекта Генплана было отложено мэром города до весны 2010 года под воздействием активной критики проекта со стороны СМИ и жителей города. Рассмотрим более детально ситуацию с православными храмами в Московском районе Ховрино. Экскурс в историю района С давних времен Ховрино, на речке Лихоборке, то было селом, то превращалось в деревню. Здесь сменилось несколько храмов; последний из них, существующий по сей день, выстроен в 1868 году по проекту выдающегося московского архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Быковский указал владельцу усадьбы Е. В. Молчанову место для строительства храма на повороте усадебной дороги в сторону села Дегунина. Теперь это угол Клинской и Фестивальной улиц; храм просматривается издалека, замыкая перспективу Фестивальной улицы. Историк А.Ярцев в 1900 году так отзывался о Знаменском храме: «Небольшой, но очень вместительный для села Ховринский храм вместе с тем представляет редкое явление среди деревенских церквей как по архитектурной композиции, так и по своей внутренней отделке». Газета «Русские ведомости» писала о сходстве Ховринского храма с Московским Храмом Спасителя: он не имеет отдельной колокольни, колокола размещены в башнях, окружающих центральный купол. В конце XIX века Ховрино, примыкающее к одноименной станции Октябрьской железной дороги, было популярным дачным местом. В 1960-х Ховрино вошло в состав Москвы, сельские дома снесли, район застроили пятиэтажками. В настоящее время Ховрино – один из наиболее активно застраиваемых районов столицы; в последнее десятилетие здесь идет снос пятиэтажных жилых домов и застройка новыми жилыми корпусами с повышением этажности в два-три раза. Нетрудно догадаться, что в современных условиях некогда очень вместительный сельский храм не может удовлетворить духовные потребности растущего городского населения. Цифровые показатели по району Согласно данным официального сайта муниципального района «Ховрино», население района составляет 67 тысяч человек, однако, по-видимому, уже сегодня эти данные не соответствуют действительности, т.к. с момента последней переписи район активно заселяется и продолжает застраиваться. Расчет необходимого количества храмов Вместимость Храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино составляет порядка 250 человек. Согласно действующим нормам строительства православных храмов , такой храм должен обслуживать порядка 30 тысяч жителей. В реальности население превышает это число более чем в два раза. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что храм расположен на границе с жилым массивом Головинского района, на территории которого нет ни одного православного храма, а население по официальным данным составляет 82,5 тысячи жителей. Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Ховрино Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Ховрино До революции в селе Головине располагался Казанский женский монастырь, имевший в 1917 году 4 храма с 6 престолами. Монастырь был разрушен, до наших дней чудом дожила колокольня постройки 1911 года, затиснутая между жилых домов. Несколько лет назад колокольня отреставрирована, в ней устроена часовня, приписанная в Храму Знамения в Аксиньино. Храм Знамения в Аксиньино, расположен на границе района Ховрино, но территориально относится к Левобережному району (с населением в 50 тысяч жителей). Храм построен в 1884 году по проекту архитектора А. Г. Вейденбаума, это одна из тех немногих церквей, которые не закрывались в советское время. Вместимость этого храма не превышает 300 человек. Можно с уверенностью сказать, что значительная часть жителей района Ховрино, проживающих по улицам Фестивальной и Ляпидевского, тяготеет к этому храму. В Левобережном районе имеется еще храм святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском, находящийся на правом берегу канала им. Москвы при Химкинской больнице №1. В пешеходной доступности от этого храма нет ни одного жилого здания, за исключением пансионата ветеранов труда, поэтому доступность храма для жителей района только транспортная. Таким образом, три «спальных» района Северного округа Москвы с общим населением свыше 200 тысяч жителей духовно окормляют только два православных храма суммарной вместимостью 550 прихожан, в то время как по нормам, разработанным еще 10 лет назад, на такое количество жителей требуются храмы втрое большей вместимости – на 1500 человек. Исходя из поставленной Патриархом Московским и всея Руси Кириллом задачи (один храм на каждые 10 тысяч человек), в этих трех смежных районах должно быть до 20 храмов, причем с учетом действующих норм это будут храмы малой вместимости (от 50 до 100 человек), примерными габаритами от 7х5 до 9х7 метров [ii] . Отдельное внимание следует уделить пешеходной доступности храмов. Если исходить из требуемой по нормам пешеходной доступности в пределах 20-25 минут, то храм должен обслуживать район радиусом 2 километра. Однако среднюю скорость пешехода – 5 км в час – некорректно применять в отношении таких групп прихожан, как пенсионеры, инвалиды или родители с детьми. Кроме того, передвижение по городу затрудняется пересечением оживленных магистралей. Поэтому предпочтительно планировать размещение храма в границах одного микрорайона, ограниченного городскими улицами, с шаговой доступностью в радиусе около 500 метров. Попытка предложения мест для строительства Разработчики Генерального плана Москвы предлагают размещать храмы в границах общественно-деловых зон. На территории района Ховрино имеется две таких зоны. Первая расположена на пересечении улиц Лавочкина и Петрозаводской; вторая – на пересечении улиц Лавочкина и Флотской. Оба участка предоставляют чрезвычайно выгодное с градостроительной точки зрения место для капитального строительства вместительного храма. Храм на перекрестке улиц может стать красивой градостроительной доминантой; кроме того вблизи находятся жилые массивы, жители которых станут прихожанами этих храмов. На перечисленных участках, в случае утверждения Генерального плана в нынешнем виде, целесообразно добиваться капитального строительства не просто храмов, а целых приходских комплексов, организующих духовную жизнь района. В Головинском районе запроектирована обширная многофункциональная общественно-деловая зона на Кронштадтском бульваре; в этом месте уже начато строительство храма-часовни святителя Николая Чудотворца при торговом комплексе «У Водного». Помимо этого для реализации идеи «Храм в шаговой доступности» целесообразно изыскивать участки для строительства быстровозводимых деревянных храмов, рассчитанных на 50-100 прихожан, с оформлением их как временных сооружений. В рассматриваемых районах имеются два основных типа участков для возведения таких храмов. Первый тип – внутри дворовые территории, где на относительно небольшом свободном участке может быть легко размещено деревянное здание таких размеров. Предлагается четыре таких участка: на улице Петрозаводская, на улице Флотская, на Клинской улице и на Валдайском проезде. Второй тип участков использует рекреационные зоны бульваров и парков. Такие участки могут быть найдены на Кронштадтском бульваре, Лихоборской набережной, в Парке Дружбы и в сквере внутри жилого микрорайона на улице Беломорской. Зеленые насаждения образуют чрезвычайно удачный фон для храма, также и деревянное здание храма своими формами великолепно гармонирует с островками природы в ткани многоэтажной застройки. Прекрасный пример такого размещения дает храм Великомученика Георгия Победоносца в Коптево, расположенный соседнем районе Войковский и замыкающий собой Коптевский бульвар. Храм построен в 1997-98 годах при содействии жителей района и на сегодняшний день представляет собой приходской комплекс с крестильней, домовым храмом, воскресной школой и иконной лавкой. Храм св. Георгия Победоносца в Коптеве Храм св. Георгия Победоносца в Коптеве Таким образом, предлагается два новых участка для капитального и не менее восьми участков для временного строительства храмов на территории районов Ховрино – Головинский – Левобережный. При необходимости могут быть найдены и другие участки для размещения быстровозводимых малых храмов, строительство которых можно считать приоритетным и перспективным направлением. На опыте такого строительства хочется остановиться чуть подробнее. Строительство быстровозводимых церквей как путь преодоления нехватки храмов в мегаполисах В 2007 году Российский Клуб Православных меценатов выступил с проектом строительства храмов из быстровозводимых конструкций в «спальных» районах Москвы, Петербурга и других мегаполисов. Предлагалось возводить до 300 храмов ежегодно. Проект получил одобрение известного петербуржского священника о. Артемия Скрипкина, а затем и такого авторитетного пастыря, как о. Димитрий Смирнов. Первый такой храм из клееного бруса планировалось возвести в апреле 2007 года силами Санкт-Петербургской «Гильдии плотников». Стоимость строительства храма оценивалась дешевле стоимости однокомнатной квартиры. В силу определенных обстоятельств реализация проекта затянулась, и через год Российский Клуб Православных меценатов выступил с более скромным, но не менее интересным проектом «Семь храмов в семи городах за один день». Для реализации проекта была привлечена строительно-производственная компания «Город Зодчих». Финансирование проекта ведется за счет благотворителей, среди которых есть как местные предприниматели и представители администрации, так и члены Клуба Православных меценатов. 7 апреля 2008 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы стартовал первый этап Международного проекта РКПМ «Семь храмов в семи городах за один день». В географическом центре России, Кемерово, был возведен первый в истории современной России обыденный храм, который освятил малым чином епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх. Сборно-разборная церковь должна стать первым этапом строительства будущего храмового комплекса в честь святой великомученицы Варвары на 1500 человек. Площадь храма – около 100 квадратных метров, вмещает он примерно 120-150 человек. Впоследствии при необходимости храм можно будет поднять с помощью подъемного крана и перевезти на новое место. На втором этапе реализации проекта, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 3-го декабря 2008 г. в столицах трех братских славянских государств – Москве, Киеве и Минске – одновременно началось строительство трех обыденных храмов, которое завершилось через 24 часа – 4-го декабря. Утром 4 декабря в трех обыденных храмах, при стечении многих молящихся, одновременно прошел чин малого освящения, а затем отслужена Литургия, во время которой уже были первые причастники. Московский обыденный храм освящен в честь Сретения Господня, киевский – Введения во храм Пресвятой Богородицы, минский – Рождества Пресвятой Богородицы. Московский обыденный храм, посвященный Сретению Господню, сооружен на территории завода ФПК «САТОРИ» и доступен как сотрудникам предприятия, так и жителям микрорайона. Площадь храмов, возведенных в Киеве и Минске, составляет 50 м2 , и они рассчитаны примерно на 80 человек; площадь московского храма, повторяющего форму и размеры храма в Кемерово, – 80 м2, туда входит уже около 120 человек. Стоимость изготовления и возведения храма площадью 80 м2 и высотой (с крестом) около 16 метров составляет около 4 миллионов рублей (100 тысяч евро). А стоимость храма высотой 50 м2 и высотой (с крестом) 13 метров – 1,5 миллиона рублей (40 тысяч евро). Данные цены не учитывают доставку до места сборки, фундаментные работы и командировочные расходы на проживание бригады из 8 – 10 человек. Таким образом, цены на изготовление и сбор обыденных храмов, предлагаемые «Городом Зодчих», по оценке специалистов, в 2-3 раза меньше, чем стоимость «традиционных» проектов. На очереди – возведение храмов в Коктебеле и в Швейцарии (в память русских воинов, погибших при переходе Суворова через Альпы), однако из-за недостатка средств эти планы не удалось реализовать в 2009 году. По задумке Клуба Православных меценатов, на третьем этапе проекта в 2010 году должно быть возведено семь Храмов в один день в крупнейших городах семи федеральных округов России. Заключение В деле строительства храмов огромная роль принадлежит инициативе, исходящей от православного населения города. Московская Патриархия, общественные организации, такие как Союз православных граждан, призывают жителей формировать православные общины (десятки), регистрировать их, после чего можно заниматься оформлением земельных участков во временное пользование и возводить столь необходимые городу храмы. Таким способом быстрее и удобнее всего может быть решена задача, поставленная Святейшим Патриархом Кириллом: храм в каждом микрорайоне столицы. Резюме 28 января 2010 года состоялось заседание секции «Традиции русского храмового зодчества» в рамках XVIII Международных образовательных Рождественских чтений, на котором был зачитан данный доклад. Во время обсуждения собравшиеся согласились с мнением, что, несмотря на простоту возведения временных малых храмов, им не следует придавать приоритетного значения. Современный православный храм должен соответствовать масштабу городской застройки, чтобы уже своим величественным внешним обликом оказывать воспитательное воздействие на душу прихожан, внушать всем горожанам уважение и благоговение. Строительство храма всегда сопровождалось жертвой. Государственная власть или частные землевладельцы жертвовали участки земли для возведения храмов, находились благотворители, делавшие крупные вклады, а подчас деньги на строительство собирали, что называется, «всем миром». Любой русский человек считал своим долгом пожертвовать хоть копейку на храм. В современных условиях огромное значение приобретает не только инициатива малых церковных общин, но и готовность городских властей, крупных землевладельцев выделять участки для храмоздательства. Необходимо понимание того, что современные, светлые, вместительные храмы, построенные в лучших традициях русской церковной архитектуры, станут истинным украшением городской застройки, и долгие годы будут оказывать благотворное влияние на духовный климат современного мегаполиса. Журнал Кирилла Фролова, председателя ассоциации православных экспертов http://kirillfrolov.livejournal.com/603070.html Заметка «Хочешь храм во дворе — заяви, пока не поздно!» на сайте Милосердие.ру http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=36&id=9783 «Русский обозреватель» http://www.rus-obr.ru/days/3670 Предложения и замечания участников публичных слушаний, поступившие в период работы экспозиции по материалам проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 г. по САО. http://sao.mos.ru/?r=13&id=6508 Официальный сайт храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине. http://znamenie-hovrino.ru/ СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ. 1999-12-27 http://www.rmnt.ru/docs/cat_sp/26223.print1.htm Клуб православных меценатов http://rkpm.ru/ Проект «Семь храмов в семи городах за один день» http://7hramov.ru/ Rooster пишет: Каноны не знают допущения неверного на собрание христиан. Точка. 5 баллов Срочно на входы во все храмы поставить экзаменаторов, проверяющих знание входящих, и ни в коем случае не допускать "неучей"! Ветхозаветные фарисеи остались далеко позади. Rooster пишет: Не иначе как блестящее знание церковной истории сподвигло на рождение этих замечательных строк. Была когда-то выборность или нет - не суть важно. Если наша церковь уже не первый век придерживается другой - не выборной - традиции - так тому и быть. Это называется послушание матери-церкви. Если нет - обратно, добро пожаловать к лютеранам или, как правильно подсказали, старообрядцам.

Rooster: Vsevolod пишет: Отказали в Покровском соборе моей знакомой. Давно было дело, сам тогда ещё не крещёный был. Какой священник отказал - не знаю. Но факт. Взрослая женщина "показала норов" священнику, на подобие "сейчас прям, буду я вас слушать как надо и как не надо". Уважаемой просто без лишних разговоров указали на дверь. Что ж, подробности показательны и демонстрируют полное отутствие канонического подхода. Никакой мотивации отказа, просто чудачество служителя. Ещё покойный о. Иоанн Филёв вспоминается сразу - уж он-то как "пропесочивал" родителей с крёстными, пришедшими чтобы крестить младенцев Сам свидетель. Такое, далеко не часовое, наставление не каждый выдержит. И это, хорошо известное мне, поведения - всего-навсего особенности характера человека. Поворчать любил старец... А ещё крещение младенцев и детей постарше в Кирилло-Мефодиевском соборе.. Пару лет назад по случаю присутствовал.. То же самое: никаких "привет-давай деньги-пока". Стоит группа родителей и восприемников.. Священник никуда не спеша, "с чувством, с толком, с расстановкой" рассказывает им о смысле таинства крещения, об ответственности крёстных и родителей, о православной вере.. Молодой батюшка. Не хитри! 1. Деньги к моменту прихода людей к служителю уже заплачены. 2. Нигде про "привет-давай деньги-пока" я не писал. Я имею в виду то, что деньги заплачены, и служителю совершит требу. А спешно или нет - зависит от его характера, настроения и прочих погодных условий. А ещё всем нам хорошо известный батюшка из области, который взрослых не крестит, пока хотябы главу из Евангелия не прочитает.. Это было когда-то, и это тоже особенности его настроения. К сожалению, оно не отличается постоянством. Что-то не складывается "жреческая" картина. Именно она и складывается. Картина, на которой лампадным маслом изображены капризные жрецы и нижайшие просители. Это как у Леонардо да Винчи: "Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в воде звезды". Тут уж кому аромат ладана - кому "обалдение"; кому добровольное пожертвование - кому побор"; кому рукотворная красота, посвящённая Богу, - кому место сбора служителей культа и их послушных рабов-язычников. В ладане святости нет, и что здесь сравнить с лужей, не знаю. А вот порядочность и бескорыстность - это начальная стадия святости. С ней-то у жрецов проблемы. Впрочем, у просителей тоже. А ещё квартирно-лесной вариант так приятно щекочет тщеславие сознанием своей "избранности", "истинности", "скромности", "гонимости" - долго можно продолжать подбирать сладкие эпитеты Вообще христиане по определению избранные. Христос говорил: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин. 15;16). Посетители жрецов, естественно, считают себя клиентами корпорации. Что ж, их право. У христиан и права, и самосознание другие. "А вот ещё, ИМХО, интересная статья на эту тему" Фроловско-лужковские прожекты могут волновать жрецов и их клиентов. Мы же на это не поведемся. В Куйбышеве в советское время было 2 храма - люди нормально помещались. Не думаю, что население города возросло с тех времен. Убыль же идет. 5 баллов Срочно на входы во все храмы поставить экзаменаторов, проверяющих знание входящих, и ни в коем случае не допускать "неучей"! Ветхозаветные фарисеи остались далеко позади. Причем здесь фарисеи, не пойму. Если для тебя канонические установления ничего не значат, это говорит о том, что твое сознание просто чуждо церковному. Не более и не менее. Была когда-то выборность или нет - не суть важно. Это очень важно, потому что таков канонической строй Церкви. Если наша церковь уже не первый век придерживается другой - не выборной - традиции - так тому и быть. Она ее не придерживается. Петр Первый, отменив патриаршество и введя протестантскую форму управления Церковью, положил начало слому этой традиции. Заметим, светская власть попрала канонический церковный строй. Ее вмешательство ты называешь традицией? Не глумление ли это? Думаю, нет, просто незнание. Это называется послушание матери-церкви. Нет. Это называется невежеством. Если нет - обратно, добро пожаловать к лютеранам или, как правильно подсказали, старообрядцам. Да нет. Отрицать приверженность старообрядцев канонической практике просто глупо. Если у тебя вызывает иронию их меньшая численность по сравнению с численностью захожан муттеркирхи (кто их, кстати, посчитал? Данных нет), то это просто иллюзия. Если же тебе быть последовательным и говорить о "не выборной" "традиции", то стоит подумать и об отмене патриаршества, которое отменил тот же Петр Первый, положивший начало пресечению традиции выборности. Впрочем, как бы тебе это ни было невыгодно, она до сих пор существует в РПЦ. Например, в Сурожской епархии.

Катюша: Rooster пишет: 1. Деньги к моменту прихода людей к служителю уже заплачены. 2. Нигде про "привет-давай деньги-пока" я не писал. Я имею в виду то, что деньги заплачены, и служителю совершит требу. А спешно или нет - зависит от его характера, настроения и прочих погодных условий. а я знаю священника, который иной раз может и не взять плату за требу, если например семья малообеспеченная; может не стоит всех обобщать.....

Rooster: Я знаю не одного такого. Иной раз действительно может и не взять плату! Просто мой комментарий относился к моменту, когда заведомо исключена системная подготовка к крещению. Люди пришли в храм - и гарантированно уйдут крещеными. В то время как канонические нормы предусматривают длительную подготовку к таинству вступления в Церковь.

Катюша: Rooster пишет: Я знаю не одного такого. Иной раз действительно может и не взять плату! Просто мой комментарий относился к моменту, когда заведомо исключена системная подготовка к крещению. Люди пришли в храм - и гарантированно уйдут крещеными. по-моему не одной мне показалось, что ты сделал главный упор на факте предоплаты...

Rooster: Именно на этом - как показателе отсутствия ответственности за введение человека в Церковь. Если же в силу особенностей характера священнослужитель не взимает в отдельных случаях плату вообще, это совершенно ничего не меняет: к Крещению-то он не готовит. Просто крестит, но без взимания денег. Схема получается такой: пришел человек - и уйдет он гарантированно крещеным. Просто в данных случаях взимание денег исключается. "Просто крестить", без подготовки, согласно канонам, длительной, - вопиющее нарушение церковных установлений.



полная версия страницы