Форум » Православная жизнь » Прощение » Ответить

Прощение

osta: Прощеное воскресенье было вчера, но тема прощения особенно актуальна в Великий пост. Поэтому размещаю здесь особенно понравившиеся мне мысли о. Филиппа Парфенова и архиепископа Иоанна Шаховского: [quote] Пишет pretre_philippe (священник Филипп П.) ( pretre_philippe) @ 2010-02-14 15:08:00 К вопросу о прощении. Архиеп. Иоанн Шаховской: из «Психологии обиды». «Все мы знаем, что такое обида, потому что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде — любовь, кротость, великодушие. «Научитесь от Меня, — сказал Христос Спаситель, — ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему. …Чувства справедливости и сострадания могут рождаться и в материалисте, вопреки его материалистической теории. Как человек, материалист может быть нравственно чутким. И бывает, что сердце верующего в Бога (вопреки духу этой веры) наполняется алчностью, бессердечностью. Как у материалиста неверие может быть лишь на кончике его языка, так и вера в Бога бывает иногда лишь на кончике языка у верующего человека. (Вера в Бога — не теоретическая декларация.) В преодоление зла входит и преодоление обидчивости. Мы, люди, так легко друг друга обижаем. И еще легче — обижаемся. Даже если нас никто не обижает, мы и тогда обижаемся. Нам иногда хочется почувствовать себя обиженными, и в этом проявляется дурная человеческая инфантильность. Ребенок иногда хочет зарыдать не потому, что его обидела мать, а потому, что ему вдруг сладко захотелось почувствовать себя (и, главное, показать себя!) обиженным. Это незрелость души. Активный эгоист обижает, пассивный обижается. Обиды активных и обидчивость пассивных эгоистов очень мешают жизни. И выход из этих состояний только один — к свободе духа: никого не обижать и ни на кого не обижаться.» Бесспорно, эти строки в самый раз подходят к сегодняшнему прощеному воскресенью. Но вот уже который раз не оставляет ощущение, что очень много в нашей церковно-приходской практике условного символизма, как в других вопросах, так и в этом. То есть, прощение чаще изображается, нежели действительно происходит. Трудное это дело – явить его по-настоящему, а не по-нарошку. Гораздо легче попросить прощения у тех, перед кеми ты заведомо ничем не провинился – так обычно и делается! А тот, кто действительно был обидчиком, либо не хочет в этом себе признаться, либо не понял этого, либо не в силах переступить через себя, поэтому от такого человека просьбы о прощении, адресованной к его жертве, нечасто дождешься, либо не дождешься вовсе. В таком случае и ждать не стоит; если ждешь, то сам простил не до конца (жертвой побыть иногда по-своему приятно, по вышеизложенной мысли архиеп. Иоанна)… Конечно, сам принцип прощения может быть сверхприроден для нас, как и многое другое в Евангелии. То есть он остается идеалом (путеводной звездой), к которому стоит стремиться, но который не всегда обязательно достижим на практике.[/quote] http://pretre-philippe.livejournal.com/138553.html#cutid1

Ответов - 1

BrainStorm: osta Слова архиеп. Иоанна нужно почаще перечитывать.



полная версия страницы