Форум » Православие и мир » В Штатах трудно быть религиозным » Ответить

В Штатах трудно быть религиозным

osta: Мне кажется, дельная заметка. Наводит на размышления. И как это ни парадоксально, возникают мысли о нашей стране и вере в нашей стране.... И что еще немаловажно, понимаешь, почему многие порядочные люди так далеки от веры... [quote]В Штатах трудно быть религиозным В Штатах трудно быть религиозным. И главная причина тому - что все вокруг религиозные. [more]Это парадокс такой. В Советской России, насколько я могу судить, хороший, умный человек "как правило" (т.е. с довольно большой вероятностью) был верующим, или, по крайней мере, интересовался религией. В первую очередь потому, наверное, что её запрещали - и хотя бы назло хотелось раздобыть книжку и прочесть Евангелия. А как только выяснялось, что Евангелия - в общем-то написаны о чём-то хорошем; о добре, о свободе, о правильных и живых вещах, - тут уж хороший, добрый человек "по построению" вынужден был относиться к этой книжке с симпатией. Не обязательно «со свечкой стоять», но уж по крайней мере с культурной симпатией. Аллюзии в стихи вставлять и всё такое. Потому что блаженны ищущие. Тут же, в Штатах, похоже, хороший и умный человек - скорее всего - окажется атеистом. Не потому, что тут продают другие Евангелия, а потому что фон другой. Я попробую изложить, в чём этот фон состоит, хотя это довольно трудно формализуемо. Для начала: все кругом религиозные. Это просто ужас какой-то. Все верующие, у всех постоянно Бог на языке. А при здешнем напоре и самоуверенности сводится это к тому, что все прекрасно знают, что хочет Бог, чего именно он требует; кого поддерживает, а кого осуждает. Мне всегда казалось, что самое прекрасное, самое достойное в религии – это предельные вопросы; сложные, экзистенциальные, философские, предельные вопросы. Попытка заглянуть за кажимость, в суть вещей; остановиться, задуматься, понять, почувствовать, увидеть. Так вот тут у большинства населения нет никаких вопросов, но зато - и в этом крупное отличие от Европы в целом, и России в частности, - у всех есть куча готовых ответов! Каждый знает – и знает наверняка и лучше всех – чего хочет Бог! И это ужасно надоедает. Это вечное “God bless America!” в конце каждого публичного выступления _любого_ политика (совершенно независимо от того, говорил ли он о необходимости помогать бедным, или о необходимости отнять что-нибудь у бедных; продолжать войну или закончить её – это неважно. Всё равно без “God bless America!” не обойдётся). Есть тут такое понятие – Jesus argument (как антипод известного в сетевых кругах Hitler argument) – вроде как «кто первый в споре помянет Исуса». Кто первый сумел за уши притянуть имя Jesus к поддержке своего мнения – тот всё, считай наполовину выиграл спор. Тузом сходил, нечем крыть. Это не везде работает, конечно, но в политических, например, спорах, где-нибудь на телевидении – только так. И при этом, что интересно, религиозность (на мой фанатичный взгляд) совершенно никак не коррелирует со взглядами! Вот просто никак; она идёт в довесок, поверх уже готовой системы ценностей, как некий лак, делающий человек «гладким и гармоничным», знающим о мире всё и неуязвимым для критики. Человеком, для которого в мире нет никаких неожиданностей. Кто у нас самый религиозный в Америке? Республиканцы, конечно! То есть те ребята, что ратуют за смертную казнь, за огнестрельное оружие, но против медицины для бедных, против перераспределения доходов от самых богатых к менее богатым... То есть у них в головах – в головах у населения в целом – эти две картинки – сладкий Христос с бородой – и представления типа «каждый умирает в одиночку», «неудачники не заслуживают сочувствия» и так далее – никак не противоречат друг-другу, а прекрасно уживаются. Более того, не просто уживаются, а воспринимаются как синонимичные! Республиканец = христианин. Знаешь Библию наизусть = республиканец. Впрочем, не в республиканцах или демократах как таковых дело: в целом, в масштабах страны посещение церкви никак не мешает ни безудержному потреблению, ни сладким мечтам о карьеризме-по-головам, как вершине возможного успеха. Напротив даже, помогает, похоже! Ну и, раз уж речь зашла о лицемерии, вот этот график также очень мил: http://www.calamitiesofnature.com/archive/?c=550 Ещё один интересный факт, проливающий некоторый свет на роль церкви в здешнем обществе: дети на службе. Их довольно много, и возрастная структура прихода такова: младенцы, детки побольше, ещё побольше, потом – бац – провал. Подростков нет, и студентов тоже почти нет. Но, в отличие от русских церквей, следующий возрастной слой – это не бабушки и дедушки, а молодые родители! То есть с точки зрения экологии прихода (и психологии прихожан) выглядит это так: родители всегда таскают детей с собой на службу, поскольку «очень важно сызмальства приучаться к правильным ценностям, к добру, справедливости». Дети терпят, сидят, маются, играют в игровых комнатах, если таковые есть, но в какой-то момент достигают «возраста несогласия», восстают и отказываются ходить в церковь. Потом они, славненько тусят в школе (средний возраст начала сексуальной жизни – 17 лет; см. Википедию), возможно, в колледже, наслаждаются жизнью, в ус не дуют, ищут работу, заводят семью – и тут вдруг осознают: «блин, надо ведь учить детей правильным ценностям!». Берут своих чад – и снова начинают ходить в церковь. И ходят в туда – во многом – ради детей – я это прямым текстом слышал несколько раз! И всё повторяется, круг замкнулся! То есть церковь для многих является обязательной частью жизненного пейзажа, знаете, как женятся они ведь тут не в ЗАГСах, а в церквях. Но это вечное начало, вечная «инвестиция», которая почему-то, однако, никогда не приносит плода. Но ладно, довольно уж мне обобщать. Поговорим лучше о цветущей сложности, о конфессиональном разнообразии. Тут тоже мило. Более всех процветают фундаменталисты и харизматики – те, что в наиболее полной и концентрированной форме представляют описанные выше аспекты веры – «Веру в успех» (все неудачники – грешники), «веру в потребление» (Господь сотворил Землю, чтобы мы её использовали всю до конца, а экология – ересь, потому что скоро Страшный Суд), а также «веру в правильность своего мнения». Очень популярны комиксы вот такого типа (я их регулярно на тротуарах вижу, оброненные): http://www.chick.com/reading/tracts/0074/0074_01.asp Краткое содержание: причастие – это Аццкая Печенька, специально придуманная Сатаной, чтобы всех обмануть и убить. И там таких – десятки, если не сотни. Или другая зарисовка – недавно на благотворительной акции стояла женщина (не помогала организаторам, а просто стояла рядом) – и раздавала брошюрки с надписью «АД». При ближайшем рассмотрении оказалось, что называются они «как не попасть в...» (мелкими буквами сверху) «АД» (огромными по центру). Очень показательно. Это, конечно, «фундаментальные» протестанты, которых специально называют так, чтобы отличить их от mainstream, то есть «обычных» протестантов. Штука, однако, в том, что в наши дни харизматики – это как раз уже самый настоящий мэйнстрим, тогда как «обычные» протестанты (типа лютеран или «баптистов старой закалки») постепенно вымирают. Как поживают другие конфессии? Ну, с армянами, коптами и прочими православными всё ясно – это, нужно признать, в первую очередь этнические клубы, а уж потом церкви. Милые, славные, в которых, когда выпадет свободная минутка (то есть во время проповеди), люди вежливо наклоняются друг к другу, справляясь о здоровье жены сына троюродного дяди. Католические приходы делятся, условно говоря, на сходные по настроению «этнические» (испано-, и, реже, португало-язычные), и на «старые», преимущественно англоязычные, паства которых выглядит в целом весьма привлекательно, но, похоже, стремительно стареет. Основная проблема католиков в том, что с сексуальной жизнью священников творится (или творилось?) что-то жуткое и невообразимое, и поскольку это получило очень широкую огласкую, для очень значительной части населения, похоже, первая ассоциация теперь «католик = педофил». Ну и ещё есть милые моему сердцу либералы разных мастей – епископалы, конгрегационалисты, универсалисты, унитарианцы, квакеры. Их общая черта – стремительное (гораздо более быстрое, чем в большинстве других конфессий) старение и сокращение паствы. Настолько стремительное, что они пробуют все методы – как одержимые помогают бедным, концерты всякие устраивают, кружки буддистской медитации, вешают рекламу по всему городу, но, похоже, без особого успеха. Просто «Евангелие» не слишком-то востребовано. Вот «все умрут, а я останусь» - это да, это приятно. Словом, если уж в нашем – северном, восточном, демократическом и весьма «прогрессивном» (как тут говорят) штате, мир представляется таким – то я даже подумать боюсь, каково оно в Техасе! И поэтому к здешним атеистам быстро начинаешь чувствовать горячее расположение. Хочется подбежать и руку пожать. Потому что если кто напоминает тут о морали, о нравственности, о вечных ценностях, о важности чужой жизни, чужого выбора, чужой свободы, об уважении, о человеческом достоинстве, об альтернативе потреблению, об ответственности перед детьми, о ценности и красоте жизни вообще - то это в первую очередь атеисты. Атеисты-активисты, из тех, что в детстве ходили в церковь, и знают церковную жизнь непонаслышке, но потом порвали с ней и расплевались в пух и прах. Такая вот странная на русский взгляд ситуация[/more].[/quote] http://komelsky.livejournal.com/175036.html#comments И комментарии по теме интересные.

Ответов - 1

BrainStorm: очень интересно. прочитал с удовольствием



полная версия страницы