Форум » Православие и мир » Круглый стол, посвящ. обсуждению вопросов подготовки к Причастию » Ответить

Круглый стол, посвящ. обсуждению вопросов подготовки к Причастию

osta: Источник: http://patriarhia.ru/db/text/171767.html В Москве пройдет круглый стол, посвященный обсуждению вопросов подготовки к Святому Причастию. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Даниловский монастырь и Патриарший центр духовного развития детей и молодежи 27 декабря проводят круглый стол, посвященный обсуждению вопросов подготовки к Святому Причащению в исторической перспективе и в современной практике. На круглом столе планируется обсудить вопросы: о частоте Причащения, о ее связи с церковностью человека, о телесном посте при частом Причащении, об исповеди при частом Причащении, о посещении богослужения накануне Причащения и др. Прот. Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, расскажет о практике, принятой на приходе храма свт. Николая в Кузнецкой слободе. К участию в круглом столе приглашены архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Венский и Австрийский Иларион, епископ Егорьевский Марк, епископ Дмитровский Александр, прот. Всеволод Чаплин, прот. Николай Балашов, прот. Дмитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Георгий Бреев и многие другие. Мне кажется, это весьма радостная новость. Учитывая состав участников круглого стола, авторитет и опыт докладчика, есть надежда, что будут выработаны ценные рекомендации, позволяющие урегулировать современные церковные нестроения и сложные вопросы, связанные с таинством Причастия, а в частности, возможно удастся как-то разделить требования по подготовке к причастия для воцерковленных, регулярно причащающихся прихожан, и для людей, редко участвующих в церковных правилах, новоначальных.

Ответов - 19

Александр: osta пишет: На круглом столе планируется обсудить вопросы: о частоте Причащения, о ее связи с церковностью человека, о телесном посте при частом Причащении, об исповеди при частом Причащении, о посещении богослужения накануне Причащения и др. Тема интересная. Но вот каким образом разделить новоначальных и регулярно посещающих службы.... В небольших приходах батюшка знает практически всех. Поэтому заметить нового человека в храме очень легко. И легко дать ему какие-то рекомендации. Его распросят что читал, как постился и т.д. А вот в больших приходах стоит проблема: как успеть исповедать и причастить такое большое количество людей. Поэтому на какие-то беседы с новоначальными времени не остается.. Хотя, будучи в Дивеево, я заметил, что там просто уделяют каждому исповедующемуся ко причастию столько времени, сколько необходимо. Бывает, и не все успевают,и, соотвественно, не все поспевают к причастию

Rooster: Александр пишет: Бывает, и не все успевают,и, соотвественно, не все поспевают к причастию А исповедь можно проводить накануне - тогда все успеют. Да и вообще исповедь во время литургии, когда нужно молитвенно участвовать в таинстве Евхаристии, - нонсенс.

Александр: Rooster пишет: А исповедь можно проводить накануне - тогда все успеют. Да и вообще исповедь во время литургии, когда нужно молитвенно участвовать в таинстве Евхаристии, - нонсенс. Я, честно говоря, не знаю как раньше дело обстояло...была ли исповедь во время литургии. Если по себе....то даже если в предыдущий день на исповеди был, перед причастием всё равно исповедываюсь........


Rooster: Александр пишет: Я, честно говоря, не знаю как раньше дело обстояло ] Раньше исповеди вообще не было перед причастием. Её и сейчас нет во всех Православных Церквях, кроме Русской, то есть к причастию исповедь никак не привязана - это два совершенно разных Таинства. В нашей Церкви это новшество появилось в синодальный период. И привыкли... Если по себе....то даже если в предыдущий день на исповеди был, перед причастием всё равно исповедываюсь Я поступаю аналогично, но не считаю это единственно возможной практикой.

Леонид Рамзаев: Rooster пишет: Раньше исповеди вообще не было перед причастием. Её и сейчас нет во всех Православных Церквях, кроме Русской, то есть к причастию исповедь никак не привязана - это два совершенно разных Таинства. В нашей Церкви это новшество появилось в синодальный период. И привыкли... А как насчет слов апостола Павла относительно того, что монгие болеют и умирают от того, что не рассуждают, принимая тело и кровь Христову. Конечно это не прямое указангие на исповедь, но указывается на важность чистой совести при принятии Тела и Крови Христовой, а где еще можно получить отпущение от грехов и успокоение совести как не на исповеди. В любом случае, нигде нельзя не исповедоваться несколько недель и идти ко Причастию. И пожалуйста точнее терминологически, нет сейчас обязательной исповеди в день причастия или вечером, но как правило исповедь все равно связана с Причащением. Опять же аргумент "раньше не было" не означает, что раньше было правильно, а сейчас не правильно. Исповедь перед Причастием хорошая практика, требующая внимательности к своей духовной жизни. Rooster пишет: Да и вообще исповедь во время литургии, когда нужно молитвенно участвовать в таинстве Евхаристии, - нонсенс. Все же исповедь редко продолжается до времени начала литургии верных, когджа и совершается таинство Евхаристии. В осонвном исповедь завершается либо до начала Литургии, либо в момент чтения записок о здравии и упокоении. То есть она продолжается в момент Литургии оглашенных. Ко всему прочему, молитва и покаяние не мешают друг другу. Если я молюсь Богу, то и сосредоточенность перед исповедью не мешает мне это делать. Вообще же, обращаю внимание на название темы, поэтому обсуждение темы связи исповеди и причастия можно выделить в отдельную тему. В этой же теме интересно было бы узнать ожидания участников форума относительно данной конференции. Наташа уже выразила некоторые ожидания, можно было бы обсудить необходимость тех или иных изменений, но именно в их принципиальной нужности, без крена в отдельные аспекиы.

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: Конечно это не прямое указангие на исповедь Это совсем не указание на исповедь. Исповедовались в первые века христианства единожды - люди, отпадавшие от Церкви. И пожалуйста точнее терминологически, нет сейчас обязательной исповеди в день причастия или вечером, но как правило исповедь все равно связана с Причащением Нет, такой связи нет. Опять же аргумент "раньше не было" не означает, что раньше было правильно, а сейчас не правильно Я только привел некоторые исторические обстоятельства. Рассудить, как правильно, как неправильно - не совсем точная постановка вопроса. Здесь скорее: как традиционно, а как менее традиционно. Все же исповедь редко продолжается до времени начала литургии верных, когджа и совершается таинство Евхаристии Вот уж нет. Она идет в основном как раз до самого причастия, и - как написал Александр, в Дивеево, например, не всегда все успевают причаститься, что, конечно же, вопиющее нарушение. Ко всему прочему, молитва и покаяние не мешают друг другу Всему свое время. На литургии время молитве. Исповедь перед Причастием хорошая практика, требующая внимательности к своей духовной жизни Христианская жизнь вообще требует внимательности, и это совершенно не относится к привязке одного Таинства к другому, по крайней мере исторически это так.

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: В этой же теме интересно было бы узнать ожидания участников форума относительно данной конференции Я ожидаю официальной фиксации частных мнений участников конференции - насколько я понимаю, они весьма прогрессивны и трезвы. И еще - того, что это хоть в какой-то мере повлияет на нашу приходскую жизнь, в том числе и во вопросу о связи исповеди и причастия (известно мнение прот. Владимира Воробьёва о необходимости дифференцированного подхода к этому).

Леонид Рамзаев: Rooster пишет: Нет, такой связи нет. Следуя словам апостола Павла никто не подойжет к причастию без исповеди, должен же быть страх Божий. Связь поэтому есть. Rooster пишет: Это совсем не указание на исповедь. Дочитаем мое сообщение до конца из которого видно, что логически необходима исповедь перед причастием. Еще, если не сложно, укажи источники, где написано, что исповедь была только вследствие отпадения от Церкви. Ознакомиться необходимо. Впрочем, это особенность того времени, а это - особенность нашено времени. Злоупотребления возможны там и там. Но, кстати, апостол Павел ведь говорит разве только о смертных грехах? Rooster пишет: Вот уж нет. Она идет в основном как раз до самого причастия Ну это уже статистика, я вот не наблюдаю подобной картины. Разве только особо в многолюдных местах. Но здесь уже необходимо учитывать обстоятельства приезда-уезда. Rooster пишет: Всему свое время. На литургии время молитве. Молитва и исповедь не кардинально разные понятия. Исповедь - покаянное устремление души к Богу, совершаемое при свидетеле. Мне не видится несовместимость молитвы и исповеди. Rooster пишет: Христианская жизнь вообще требует внимательности, и это совершенно не относится к привязке одного Таинства к другому, по крайней мере исторически это так. Конечно требует, но далеко не все внимательны постоянно, к сожалению. Потому перед причастием исповедь помогает причаститься не в осуждение. Rooster пишет: Я ожидаю официальной фиксации частных мнений участников конференции - насколько я понимаю, они весьма прогрессивны и трезвы. Интересно, Синод может одобрить решения конфренции, но далее необходим Архиереский Собор. Тогда будет право применять данные постановления в приходской жизни. Мне еще что интересно, что тема то очень важная, даже при том, что совершенно разные взгляды на связь "исповедь-причастие", вопросы подготовки к причастию, но в теме участвуют три человека. По крайней мере написали бы, что для нас это не проблема, тоже определенные выводы можно было бы сделать.

BrainStorm: Леонид Рамзаев пишет: Мне еще что интересно, что тема то очень важная, даже при том, что совершенно разные взгляды на связь "исповедь-причастие", вопросы подготовки к причастию, но в теме участвуют три человека. По крайней мере написали бы, что для нас это не проблема, тоже определенные выводы можно было бы сделать. Поддерживаю Леонида в этом вопросе! Я отмазался?

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: Следуя словам апостола Павла никто не подойжет к причастию без исповеди "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1Кор. 11:28)" это об испытании совести. И свидетельство священника здесь тем более не указано. Еще, если не сложно, укажи источники, где написано, что исповедь была только вследствие отпадения от Церкви Ошибиться могу: проф. А.П. Лебедев "Духовенство древней вселенской Церкви", в сети этой книги, наверное, нет. Ну это уже статистика, я вот не наблюдаю подобной картины. Разве только особо в многолюдных местах Большинство городских храмов Самары. Вообще исповедь, как правило, проводится в спешке. Мне не видится несовместимость молитвы и исповеди Суждение о недопустимости наложения Таинства Исповеди и Таинства Евхаристии я почерпнул из статей православных священников. Участники конференции, я думаю, придерживаются такого же мнения. Леонид Рамзаев пишет: Потому перед причастием исповедь помогает причаститься не в осуждение Если она будет накануне, разве не поможет? Тем более что именно такова практика поместных Православных Церквей - эти Таинства не скреплены во времени... Интересно, Синод может одобрить решения конфренции, но далее необходим Архиереский Собор. Тогда будет право применять данные постановления в приходской жизни Необязательно. Такие важные вещи, как Миссионерская концепция РПЦ, принимаются просто Синодом. но в теме участвуют три человека Просто остальным другое интересно: ты ведь тоже не всегда "болел" этим.

Александр: Леонид Рамзаев пишет: Мне еще что интересно, что тема то очень важная, даже при том, что совершенно разные взгляды на связь "исповедь-причастие", вопросы подготовки к причастию, но в теме участвуют три человека. Ну Rooster тут кое какую информацию по этой теме подкинул, которой я, честно скажу, не владею. Так что копаюсь изучаю

Presviter: В данной ветке затронута чрезвычайно важная и наболевшая тема. В связи с потерей раннехристианской практики причащения и отсутствием на сегодняшний день четко выраженной, официальной позиции РПЦ в этом вопросе, мы имеем то, что имеем. Сколько людей – столько и мнений. В одном лишь можно быть совершенно уверенным – универсального решения в этом вопросе нет и быть не может. Так как частое причащение или не частое, необходимость исповеди перед причастием или нет, время и строгость поста, а также количество молитв перед этим величайшим Таинством требует индивидуального подхода, исходя из конкретной ситуации и конкретного человека. Несомненно одно – никакая внешняя подготовка к причастию, достойными его нас не сделает. Беда наша в том, что мы все пытаемся в каких то крайностях найти решение. Результат, как правило, плачевный. Либо отменяем всякое приготовление к причастию и превращаем это в обыденность и, при отсутствии благоговения причащаемся недостойно, либо настолько усложняем путь к причастию (я имею в виду, в первую очередь, священников), что христиане, особенно из новоначальных, уже и боятся приступать ко причастию. Да, конечно, в первые века Церкви Христовой не было необходимой исповеди перед причастием, но это обусловлено было святостью их жизни. Поэтому, коль скоро у нас возникает непреодолимое желание подражать первым христианам, то подражать им надо во всем, и, в первую очередь, в праведности их жизни, и в искренности веры, и в непрестанной молитве, и, если угодно, в святости. А последняя, как известно, невозможна без осознания своего недостоинства, смирения, осознания бессилия в борьбе со своими страстями, осознания необходимости во Христе Спасителе и покаяния. Отсутствие исповеди перед причастием в современных нам поместных православных церквях, в частности в Элладской (Греческой) привело к не самым лучшим последствиям. Практика их достаточно примитивна - клади три поклона перед святой Чашей и причащайся. Ни испытания себя (как-никак во время исповеди мы испытываем, т. е. анализируем себя, каемся), ни понуждения себя к раскаянию в этом случае, вероятно, не происходит. Во всяком случае, подобная практика к этому не располагает. Поэтому это счастье, что в РПЦ есть практика исповеди перед причастием. Возможно, хотя бы в момент исповеди мы сможем почувствовать свое недостоинство и смирим свое сердце к принятию Христа. Однако, я думаю, что при условии частого причащения, священник может разрешить прихожанину, которого он знает не первый день и который часто исповедуется у него, разрешить в некоторых случаях приступить к Святой Чаше без исповеди. Разумеется, если у мирянина отсутствуют на этот момент особо тяжкие грехи и он имеет сокрушение своего сердца. Что же до евхаристического поста, то я бы хотел напомнить радетелям дополнительных постов, что кроме положенных среды и пятницы, а так же четырех известных многодневных постов, Апостольским правилом №64 строжайше запрещено поститься в субботу, кроме одной – Великой Субботы которая бывает накануне Святой Пасхи и в воскресные дни. Это же повторяет и 18 правило поместного Гангрского собора. Видимо была в этом особая необходимость уже тогда. Если брать строгие монастырские уставы - Студийский или Афонский, то и там в субботние и воскресные дни, даже в продолжение святой Четыредесятницы (Великого поста) разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом и вино, а в остальные дни поста, как известно, сухоядение, то бишь, пища невареная и без масла, и, естественно, без вина. Нам же предлагают нарушить не много ни мало, а постановление святых апостолов. Это кажется, по меньшей мере, странным. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если человек соблюдает пост в продолжение установленных Святой Церковью дней, то очевидно, что никаких дополнительных постов совершенно не нужно. Мы и так постимся больше полугода в общей сложности, а если часто причащаться по этим правилам, то становится непонятно - когда же мясоед?!? Вот и выбирай, либо причащайся не чаще одного раза в год, как это и было, к великому сожалению, в дореволюционной России, либо становись сразу схимником! Это касается, конечно же, и возможности не постной, праздничной трапезы в день причастия, хотя заповедь о чревоугодии и обжорстве никто не отменял! Евхаристический пост - это полное воздержание от принятия какой-либо пищи с полуночи до момента Причастия. В отношении молитв и канонов перед причастием, можно отметить тот факт, что большинство из них (канонов) относятся к исповеди. Разве что канон перед причастием, и те десять молитв, непосредственно смыслом своим имеют приготовление молящегося к принятию Святых Христовых Тайн. Но здесь, как известно, важно не вычитывание Правила, а искренняя, сердечная и умная молитва, но это уже отдельная тема. Поэтому, я думаю, лучше прочитать несколько молитв перед причастием, но постараться сделать это неспешно и внимательно и благоговейно, хотя бы молитву «Верую, Господи и исповедую…» искренне и с сокрушением своего сердца. Что же до частоты причащения, то, здесь я совершенно уверен, причащаться надо по мере осознания острой необходимости, горячего желания и стремления ко Христу. Это вопрос сугубо индивидуальный и обсуждать его надо с разумным и духовно опытным, рассудительным священником. Исходя из выше сказанного, мне думается, основными критериями в данном вопросе должны стать наша разумность, осознание своего недостоинства, деятельное покаяние, смирение, благоговение и открытость дверей нашего сердца Смиренному и Любящему Христу.

Rooster: Presviter пишет: в первые века Церкви Христовой не было необходимой исповеди перед причастием, но это обусловлено было святостью их жизни Мне такой взгляд кажется некорректным. Исповедь "перед причастием" появилась только в Российской Церкви, и отнюдь не в первые века ее существования. В иных же Поместных Церквах, и не только в Элладской, ее не было и нет по сей день. И отсутствие исповеди ("обязательной") перед причастием обусловлено чем угодно, только не "святостью жизни" членов Церкви. Отсутствие исповеди перед причастием в современных нам поместных православных церквях, в частности в Элладской (Греческой) привело к не самым лучшим последствиям Напиример? Какие последствия этого можно назвать не самыми лучшими? Однако, я думаю, что при условии частого причащения, священник может разрешить прихожанину, которого он знает не первый день и который часто исповедуется у него, разрешить в некоторых случаях приступить к Святой Чаше без исповеди Конечно! Только вот что за понятия "разрешить" и "некоторые случаи"? Разве не каждый участник литургии призван причащаться на ней? Разве священник "разрешает" или "не разрешает" причащаться? Это же заповедь: "пейте от нее все"... И слова ап. Павла "да испытывает себя человек" явно относятся не к исповеданию грехов в присутствии пресвитера - в те времена такая практика не имела места, по крайней мере это не отражено в текстах НЗ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если человек соблюдает пост в продолжение установленных Святой Церковью дней, то очевидно, что никаких дополнительных постов совершенно не нужно Эти рассуждения убедительны. Жаль только, что приходская практика в большинстве случаев строится исходя из иных принципов.

дк-денс: Оста, а результаты этого круглого стола напиши потом. очень интересно что же там происходило. мне бы лично хотелось, чтобы позиция поститься только в установленные уставом Церкви посты перед Причастием, получила бы как можно большее одобрение участников стола. я пока не решался подходить к Причастию без трехдневного поста в любое время, но думаю над этим, и интересно сколько людей думает так

Леонид Рамзаев: Rooster пишет: Если она будет накануне, разве не поможет? Тем более что именно такова практика поместных Православных Церквей - эти Таинства не скреплены во времени... Ну если и накануне, то помогает конечно. Здесь я просто хотел отметить тот факт, что сама практика христианской жизни, по крайней мере в современном мире, устанавливает достаточно прочную связь между причастием и исповедью. Rooster пишет: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1Кор. 11:28)" это об испытании совести. И свидетельство священника здесь тем более не указано. Ну тут же логическая связь: я испытываю собственную совесть - вижу свои грехи и прегрешения - мне необходима исповедь - исповедь совершается при наличии священника. Конечно, может быть и такое Испытание совести - осознание своего достоинства - опять же необходимо таинство покаяния, потому что отсутствие видения грехов говорит скорее о нечувствии душевном В связи с этим возникает недоумение: священники причащаются без исповеди, по крайней мере некоторые. Что делать в этом случае?

Rooster: Леонид Рамзаев пишет: Здесь я просто хотел отметить тот факт, что сама практика христианской жизни, по крайней мере в современном мире Не просто в современном мире, а только в современной Русской Православной Церкви. священники причащаются без исповеди, по крайней мере некоторые Большинство. Что делать в этом случае? Я бы тоже хотел знать...

osta: Итоги круглого стола на сайте Московской Патриархии: http://patriarhia.ru/db/text/176250.html

дк-денс: радует, что духовенство взялось за эти главные вопросы в жизни христианина, и решило привести их к соответсвию современному времени. Пусть пока нет ещё никаких соборных постановлений по этим вопросам. но главное, дело пошло, дай Бог, чтобы на этом не затухло.

osta: Вот здесь еще материалы круглого стола: http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=3414&hl= http://www.pravmir.ru/article_1602.html Друзья, если кто-то еще увидит комментарии или материалы прошедшего круглого стола, буду очень благодарна за ссылку.



полная версия страницы