Форум » Православие и мир » Предмет Основы Православной культуры » Ответить

Предмет Основы Православной культуры

Тарасий: Как вы считаете, нужно ли вводить в школах и в вузах предмет Основы Православной культуры, если да то в какой форме и что в нем должно быть? Как он должен называться? Ваше мнение.

Ответов - 25

AleBuAle: Вводить можно и нужно, я думаю. Однако лично я опасаюсь, как бы эта хорошая затея не была скомпрометирована. Трудно найти грамотный персонал, который бы мог преподать ОПК без "негодных и бабьих басен", правильно донести именно основы нашей веры. Сейчас, насколько мне изветсно, даже у воскресных школ трудности с преподовательским составом, на священников же тем более не приходится расчитывать учитывая их загрузку. Где есть возможность грамотного перподавания - воодить нужно. Как культурологический предмет. Я бы лично последовал совету Кураева и вначале опробовал ОПК только на избранных школах, оценил результаты, и уже потом вводил предмет на уровне области.

Тарасий: Спасибо, еще мнения есть?

Marozko: Было бы здорово, если предмет преподавал именно носитель "живой" веры. У нас была преподаватель, отнюдь не Основ Православия - терапии, но она так говорила о Боге (не в ущерб основному предмету), что там говорила - ее жизнь была примером, так говорила, что многие люди воцерковились. (Я в том числе)


Тарасий: Согласен с тобой. Преподаватель должен быть носителем "живой" веры должен прививать веру, любовь, желание жить. Это очень важно.

AleBuAle: С преподавателями не проблема. Вести предмет есть кому. На самом деле это самая большая проблема... Галя Ажар в следущем номере "Агафона" статью на эту тему напишет... Она была на собрании будущих преподавателей ОПК - впечатления самые неутешительные. (На правах рекламы "Агафона" ;-) Этот предмет не может быть похож на культурологию или религиоведение, он должен заключать в себя только православие... Я бы сказал этот предмет должен быть похож на культурологию и религиоведение, в другой форме он не пройдёт. Хотя бы официально. ...потому что исконный народ это мы Русские и нам здесь жить. Целью предмета не является рассматривание вероисповеданий той или иной религии, а воспитание в православных традициях, воспитание в любви к Богу, Родине. Мы русские, значит мы православные? ;)) Крещёных у нас 80%, а практикующих христиан - не больше 1,5%... В рамках госкурса невозможно ввести такое воспитание, невозможно законадательно его урегулировать. Всё упирается в кадровый вопрос - кто и как будет преподавать? На мой взгляд самое важное - дать детям элементарные знания о Православии, избавить их разум от всякого "лубка", страшилок - чипов, иннов, антихристов и всяких извращённых понятий, что приписывают Православию всякие СМИ. У ребёнка должны быть чёткие понятие, что есть Православие, и что не есть Православие. Для этих целей не обязательно нужен верующий, нужен просто грамотный, честный светский преподаватель. Главная основа Православия – Любовь. Школьники станут ходить в Храмы, потом они станут родителями, а их дети тоже будут ходить в Храмы, так мы возродим наше общество. Эх, как всё хорошо-то! ) У меня правда, на этот счёт более сдержанное мнение. Вспоминаю наш синодальный период: во всех школах "Закон Божий", поголовно все "православные", а потом революция, те же люди уничтажают храмы и священников...

Тарасий: К вопросу о преподавателях ОПК На днях Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и ректор Самарского института повышения квалификации работников образования Игорь Носков вручили 38 педагогам cсвидетельства на право преподавания в школах предмета «Основы православной культуры». Причем, если раньше к преподаванию ОПК проявляли интерес в основном филологи и историки, то сегодня в числе выпускников курсов есть биологи, математики, физики, химики, а также учителя начальных классов и физкультуры. http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1624 Предмет ОПК должен иметь культурологический характер, в нем должно быть уважительно рассказано о других религиях. Он должен давать представление о Православии детям, но не только знания, а воспитывать нравственность, уважение, любовь. А это могут сделать не все преподаватели. Задачи предмета ОПК А) дать знания об основах Православия (любой светский преподаватель) Б) воспитывать нравственность, уважение, любовь к друг другу (священники, духовники, служители церкви). Я согласен, с тем чтобы - дать детям элементарные знания о Православии, но преподаватель ОПК должен сочетать в себе 2 качества.

osta: А вот еще мнения людей, которые сами имеют непосредственное отношение к преподаванию ОПК: Катехизатор Юрий Белановский. Я с 2002 или с 2003 года участковую в подготовке учителей к ОПК различных районов Московской области. Безусловно сам предмет нужный и полезный. Но... Единой программы и единого стандарта нет, нет единого понимания кто такой учитель ОПК и каков его статус, на местах в общем все на 100% зависит от Главы района. Если он боксер и православный, то все хорошо... На местах конкретных все на 90% зависит от директора школы. Учителя на переподготовку (как правило 72-часовую) ходят для того чтобы отметиться. До 1/2 учителей уходит после регистрации. Часто организацию подготовки учителей берут на себя православные предприниматели (за что им спасибо), но это не выход из положения, поскольку нет стабильности. Самое страшное, что нет единой идеологии. Кто в лес, кто по дрова... Например, приходит один из организаторов курсов и говорит учителям, что страшное зло захватило Россию - это Гарри Потер и мол все учителя призваны бороться с этим злом. То есть ОПК в его понимании это борьба с Гарри Поттером. Я уж молчу про чудеса, старцев и прочее и прочее... ОПК, почему-то мыслится очень многими людьми как возможность провести "закон Божий" в школы. Но это не допустимо Игумен Петр Мещеринов. В последнем номере НГ-Религии статейка про Алистера Кроули (думаю, все знают, кто это такой). Так вот, он вырос в строгой пуританской семье; с раннего детства основным его чтением была Библия - никаких тебе сказок и прочей языческой вредной ерунды... И что в итоге? Замечено, что многие дети, получившие начальное религиозное образование (воскресные школы и т.п.), придя в возраст, совершенно не читают Священное Писание. Для жизни оно им не нужно, а сюжеты они, типа, знают (так было и до революции). Сторонникам ОПК неплохо бы учесть этот фактор. Я считаю, что всё дело в семье; и в семье церковное воспитание должно быть не "ешь-не ешь", не обязаловкой в посещении служб и не пичканьем молитвословиями, но христианскими атмосферой и общим воспитанием. Без этого ОПК скорее всего "не сработает" а то и даст обратный эффект. А потом. Практика - критерий истины, как нас учили на занятиях по диалектическому материализму. А практика такова. У меня в жизни не было ОПК, а была атеистическая пропаганда (а если бы были ОПК, то я не вошёл бы в Церковь скорее всего - на мой характер...). У Симона Квирова не было ОПК. У всех наших катехизаторов, которые постарше, не было ОПК. Я думаю, что и у FireGuard`а тоже не было никаких подобных занятий в общеобразовательных заведениях, где он учился... Делайте выводы. Автор: Алексей Трубихин Послушайте, православная гимназия - это странная вещь! Я учился в гимназии при Большом Вознесении. Были постоянные проблемы с помещениями, но т.к. это все держалось на энтузиастах, которые давали образование своим детям, то интерес был и уровень какой-никакой тоже был. Но в 9 класс я пошел в лицей "Вторая школа" - и очень этому рад. Все-таки цель школы во многом, это дать образование. Современные гимназии потеряли даже эту заинтересованность! У меня есть знакомый, который, окончив православную гимназию, не подозревал, что кроме нового завета (Евангелия), есть еще вся остальная Библия. Он с удивлением узнал об это совсем недавно от моей мамы. Программное образование (предметы), по его словам там тоже были не очень, хотя это может и не так, но похоже, что так. После такого свидетельства трудно всерьез относится к православным гимназиям. Так что, по-моему, это не вариант. А ОПК действительно либо нужно вести хорошо, либо лучше, чтобы его не было. А все в то и упирается, что достаточного количества людей, чтобы вести этот предмет хорошо нет. Другие, не то что, не достигнут цели, ради которого все задумано, а скорее навредят. Так что на сегодняшний момент я не вижу возможности ввести этот предмет в школах везде. Только так, что если при этой конкретной школе нашелся достойный преподаватель, который хочет и может вести этот предмет, то пусть организовывает факультатив. Не наоборот! http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?act=Print&client=printer&f=3&t=1913

Romansonchik: Я знаю одно - предмета ОПК в школах нам очень не хватает. Но он должен вводится только как культурологический и религиоведческий (факультатив). Преподавать нужно опять таки живую веру во Христа... Если это смогут донести правильно до людей - "живую" православную веру, то я думаю все должно получиться с Божией помощью...

BrainStorm: ИМХО, вводить надо, НО ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО! И НИКАКОЙ ОБЯЗАЛОВКИ! Иначе можно только навредить. Т.е.: 1. Должны быть хорошо подготовленные преподаватели, которые ОПЫТНО знают, что такое христиантво (и чтобы было КАК МОЖНО МЕНЬШЕ наших болезней: лубочности, бабьих басен и т.д и т.п.). Кол-во преподов должно быть достаточным. Нет преподов - не надо вводить. Есть один препод - вводить в одной школе, есть два - в двух, И НИКАК ИНАЧЕ! 2. Нельзя делать этот предмет обязательным. Т.к. а) возможно разжигание нац. розни другими исповеданиями (особенно в случае перегибов на местах) б) известно, как дети относятся к обязаловке. Все должно быть добровольно. Пришло два человека - читать для них. Они сами пришли, потому что это интересно, и не будут ждать окончания урока. Если не понравилось - в сл. раз не прийдут: пища для размышлений преподавателю. Здесь должна быть СВОБОДА И ЛЮБОВЬ. И дети это оценят. А сейчас у нас, ИМХО, дали палец, а мы хотим руку откусить: НАДО ЧТОБЫ ВВЕЛИ ПРЯМО ЗАВТРА И В ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ. Преподов у нас нет. Готовят в экстренном порядке за ТРИ НЕДЕЛИ! Чему за три недели можно научить невоцерковленного преподавателя (а таких там много)? А многие из них имеют атеистическое воспитание. Они ведь могут (пусть некоторые и невольно) примешать отрицательный оттенок? А там еще есть и воцерковленные: а если их ревность не по уму? А если они на уроке будут призывать бежать в лес, т.к. ИНН уже раздают, и так благословили "старцы"? А если такие перегибы (как в одну, так и в другую сторону) усилить ОБЯЗАЛОВКОЙ? Так если до такого предмета некоторые и хотели, то после просто не захотят даже зайти в храм. В лучшем случае, если вводить как сейчас, то в основном будет просто еще один предмет, где преподователь скучно и равнодушно рассказывает о Православной культуре. P.S. Все это лично мое мнение.

ЛПС: Почему бы нашим согражданам не ознакомиться с основами религиозной культуры государственно образующей нации, и почему бы православному не узнать по-лучше религиозную культуру живущих с ним бок о бок народов? Это более способствовало бы взаимопониманию и росту взаимоуважения, чем спускаемый сверху лозунг: "Россия - не для русских!"...

osta: Думаю, если назвать предмет "Основы НАЦИОНАЛЬНОЙ културы" и преподавать с учетом национальных особенностей конткретного региона РФ, споров было бы гораздо меньше. У нас вот в школе были предметы: МХК и История искусств, где мы изучали мировую и конкретно российскую культуру и искусство,- никаких споров о том, что мы кого-то ущемляем, не было. Если изучать культуру России, неизбежно ознакомишься с православной культурой. И акценты в программе нужно ставить именно с учетом культуры проживающих на конкрентной территории народов. Обеспечить интересы большинства при соблюдении прав меньшинства. Такой мирный подход позволил бы не обострять ситуацию в стране и регионах.

kanno: По-моему у нас нет государствообразующей религии. Православие было государствообразующей религией. Но теперь это не так. 5 процентов даже на Пасху в храмах - это уже предел.. Вот так тетенька, которая совсем не ОПК преподавала (в примере Marozko) смогла привести к Богу много людей. Вот какой должна быть ПК... "Царство Мое не от мира сего.." Нельзя сверху спустить любовь к Богу. По-моему лучше уж вводить основы российской культуры (и там сделать большой раздел о православии). И вводить можно для ознакомления, для предоставления выбора... но никак не для "возрождения Православия" в России и прочих забабахов... А в том виде и с теми мотивациями, как это сейчас делается - вводить нельзя даже как факультатив (в общеобразовательных школах)

Free: Патриарх Алексий призывает не искажать позицию Церкви в вопросе преподавания в школах "Основ православной культуры" 20.04.06 Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил об искажении позиции Церкви в отношении преподавания "Основ православной культуры", которое, по его мнению, порой имеет место. "Общественная дискуссия о преподавании "Основ православной культуры" в общеобразовательных школах ведется уже давно. К сожалению, многие противники этого предмета неверно понимают позицию нашей Церкви или намеренно ее искажают", - сказал Патриарх в интервью "Интерфаксу". "Нас обвиняют в стремлении силами светской школы расширить свою паству. В общественное сознание упорно внедряется мысль о том, что "Основы православной культуры" - это Закон Божий, который Церковь намерена преподавать чуть ли не в обязательном порядке", - продолжил он. Однако на самом деле, подчеркнул предстоятель, речь идет "о предмете культурологического цикла, преподаваемом на добровольной основе профессиональными педагогами". "Иметь возможность прослушать такой курс - это значит реализовать право будущего гражданина и просто образованного человека на необходимый объем знаний об историческом, духовном и культурном наследии родной страны", - сказал патриарх. http://www.portal-slovo.ru/rus/news/7174/ Я не вижу здесь национализм. Где здесь религиозная рознь, покажите мне. ЛПС "почему бы православному не узнать по-лучше религиозную культуру живущих с ним бок о бок народов?" РОССИЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РУССКИХ В КОНТЕКСТЕ ОПК.

Free: Мне бы хотелось побольше узнать о религиозной культуре других народов.

Леонид Рамзаев: Кстати, в обязательном порядке ОПК хотят ввести. Даже подписи собирают. Еще интересный факт, не знаю, правда или нет, говорили на совещании по вопросам введения ОПК как регионального компонента, из 300.000 уч. ОПК изучают только 3000 в добровольном порядке. А в факультативной форме преподавание ведется. Хотят теперь сделать обязательным факультативом, то есть либо выбираешь его, либо другой факультатив, а затем, если получится, в обязательную федеральную программу включить. Интересно только, если столько мало учащихся в добровольном порядке изучают ОПК, чем будет для остальных преподавание столь нужного всем курса. Кроме детей, такое ощущение. Единственное отличие от курса физики в том, что нравственность и религиозные аксиомы, которые в свое время изучались слегка под давлением, так и будут вызывать небольшое отторжение, хотя есть шанс, что аналогично литературе, в ряде людей будет просыпаться желание по дальнейшеу изучению Православия.

Free: Кто ни будь, знает план курса ОПК, какие вопросы в него входят, прошу просветить!

osta: С 1 сентября Основы православной культуры будут преподаваться в 15 регионах России, в четырех — как обязательный курс МОСКВА. С нового учебного года Основы православной культуры станут компонентом обязательной сетки школьной программы в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях, сообщили в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Еще в 11 регионах православный предмет будут преподавать на факультативной основе. В Белгородской области Основы православной культуры станут преподаваться как обязательный предмет с 1-го по 11-й класс по решению областной думы и с согласия родителей и школьников. Программа курса для областных школ была разработана на теологическом факультете Белгородского университета. В Калужской области новая дисциплина будет преподаваться с 5-го по 11-й класс один раз в неделю на обязательной основе, в Брянской - с 1-го по 4-й класс как обязательный предмет, а в средней и старшей школе - в форме факультатива. При этом на приобретение учебников из резервного фонда администрации Брянской области выделен 1 млн. рублей. В Смоленской области Основам православной культуры сегодня обучаются 16 тыс. школьников в 450 государственных школах под руководством 500 обученных педагогов, преподавание "Основ" здесь носит обязательный характер в течение уже пяти лет. В Рязанской области курс ОПК с 1 сентября станет преподаваться факультативно в 194 образовательных учреждениях (по сравнению с 60 в прошлом году). Также с осени Основы православной культуры появятся в школах Орловской области. В Тверской области Основы православной культуры могут быть включены в качестве обязательного компонента в школьную программу с 1 января 2007 года на основании рекомендаций областного экономического совета по поддержке Русской Православной Церкви, пообещавшего оказать финансовую помощь введению курса в школы. В Московской области курс ОПК преподается на факультативной основе в течение уже шести лет, и за этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе "не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии". В Курской области Основы православной культуры преподаются факультативно с 2003 года, в настоящее время областной издательский совет разрабатывает проект учебника ОПК для местных школьников. В феврале этого года совет ректоров Самарской области рекомендовал расширить преподавание Основ православной культуры в образовательных учреждениях региона, в настоящее время осуществляемое на факультативной основе. Также в феврале проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го до 9-й классы был одобрен заксобранием Владимирской области. В школах Мордовии факультатив Основ православной культуры в 7-11 классах появится с 1 сентября. Методическое пособие для курса было совместно разработано историко-социологическим институтом и Саранской епархией. Темой первого урока в школах республики станет тысячелетие мордовского народа в составе Руси. Факультативное преподавание Основ православной культуры ведется также в средних школах Новгородской, Свердловской и Архангельской областей. В соответствии с принятой в июле Московской Духовной академией комплексной общецерковной программой преподавания Основ православной культуры к 2010 году предполагается подготовить более 10 тыс. специалистов по данному предмету из числа учащихся духовных школ и светских педагогов. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru

osta: Воронцова А. Учебник Бородиной - тоска зеленая. Годится разве что для 11 класса. И главное: в нем нет любви к православной культуре. Думаю, она не виновата, её поставили в жесткие условия, когда писалась книга: ни малейшего элемента, который походил бы на "религиозную агитацию". Вот он и вышел сухим и скучным. Учиться по нему - значит отвратить детей от культуры своей страны. А насчет "эксперимента" думаю так: хоть что-то, да западет в душу, дурного в факте такого преподавания нет. Слава Богу, европейская цивилизация худо-бедно на этих ценностях возросла и теперь еще существует на сохраняемых их остатках. http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=63407

osta: Отличная статья на тему ОПК!!! http://www.fomacenter.ru/blogs/20/ Всем очень рекомендую. ;-)

osta: Присутствовал на аттестации нескольких педагогов, которые повышали квалификацию, дабы преподавать ОПК в школах. Они прошли некие курсы в Москве и готовы были ринуться в школы для обучения. Им ради шутки был задан вопрос: - Завершите, пожалуйста, фразу из Писания: "В начале сотворил Бог небо и ... " Из 12 педагогов НИ ОДИН не смог эту фразу закончить. Взято отсюда: http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=333&st=30

osta: ОПК: КОМУ ЭТО НАДО Дьякон Андрей Кураев При введении в школе новой дисциплины вполне естественно задать вопрос - является ли она научной и есть ли в ней уже сформировавшееся научное предание («школа»). Далее не менее естественно спросить конкретных педагогов – а какое отношение к этой научной школе имеют именно они, знакомы ли они с основными именами, трудами, концепциями в той дисциплине, которую они хотят не то что изучать, а уже и преподавать. Обратим эти вопросы к новому курсу «Основы православной культуры». Возможен аналитико-культурологический рассказ о православии? – Да. Труды и имена Алексея Лосева, Михаила Бахтина, Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана, Арона Гуревича, Александра Панченко, Бориса Успенского говорят о том, что такая научная школа и методология уже существуют. Все они писали (только Б. Успенский пишет и сейчас) в советские времена. Ни о какой прямой проповеди тогда и речи быть не могло. Но добротное научное исследование все равно пролагало себе дорогу. Книги Аверинцева «Поэтика ранневизантийской литературы», Козаржевского «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», Гуревича «Категории средневековой культуры» стали катехизисами для целого поколения советской интеллигенции. Обратную очевидность дает ответ на второй вопрос. Знают ли нынешние педагоги, призванные на преподавание ОПК, имена классиков своей науки? Держали ли они в руках эти книги? Помнят ли они цвета их обложек? Хуже того – знают ли эти книги те священники, что на епархиальных курсах переподготовки натаскивали этих мобилизованных «культурологов»? Боюсь, что для большинства новых «культурологов» история их предмета начинается с трехлетней давности учебника Аллы Бородиной – учебника цвета зеленой скуки. И то, что упомянутые классические труды не всплывают даже в методических указаниях для учителей ОПК, означает понятную вещь: авторы этих учебников и методичек писали совсем не то, о чем объявили. Объявили – «культурологию», изготовили – «Закон Божий». И то ведь правда – ну как можно излагать культурологию в начальной и средней школе! Замахнулись на слишком многое – а в итоге потеряли метод и подменили предмет. А скорее всего с самого начала рассчитывали, что их нечестность проглотят. И вот на парты светских школ легли учебники с выражениями «Наш Спаситель», «Господь наш Иисус Христос»… Признаюсь, я бы и эти не-культурологические огрехи простил бы этим учебникам, будь они талантливы. Но так ли это? Откуда вообще у православной педагогической общественности такая самоуверенность – будто нам уже есть с чем идти к светским детям? Педагогика - это та сфера человеческой жизни, где наименее заметно прямое влияние христианства. И в античной и в средневековой культуре ребенок есть прежде всего совокупность недостатков (несовершенный взрослый). Авторы житий ничего не могут конкретного сказать о детстве своих персонажей («Был благочестив и детских игр уклонялся»). Педагогическая глава «Домостроя» все наставления берет лишь из Ветхого Завета и сводятся они к «сокруши сыну ребра в юности его». Семейная жизнь была малоинтересна средневековым наставникам: монахи писали для монахов. Открытие возрастной психологии вообще оказалось уделом лишь ХХ века. И, значит, сегодня любой православный педагог обречен на творчество: как совместить православную аскетику, психологию, этику, веру с наработками светской психологии и педагогики? «Православная культура» знает «иконописное предание Церкви», но не знает ясно сформированного «педагогического святоотеческого предания». И, значит, набором цитат тут не обойтись. Почти 100 лет нас не пускали в школу. И что же –неужели за 15 лет у нас накопилось столько опыта и знаний, что мы уже готовы войти во все школы разом? Не верю. До сих пор не написан комплект учебников для семинарий. А среди существующих учебников – единицы выполнены на достойном уровне, в сочетании интересного повествования и знакомства автора с современным состоянием научной литературы по излагаемой им дисциплине (прежде всего – на Западе). За 15 послесоветских лет не написан ни один новый учебник «Закона Божия» для собственно православных школ. Это можно было бы счесть частностями, если бы не одно обстоятельство: за эти годы в два раза упал конкурс в семинарии. Понятно, что семинарий стало много больше, чем в былые времена. Но ведь и приходов и православных семей и церковной молодежи тоже стало в разы больше. Так отчего же при росте церковных гимназий не наблюдается соразмерного роста числа «призваний»? И почему в самих семинариях все обостряется проблема с «уклонистами» - теми студентами, что семинарию окончили, но священничества принять не захотели? И если мы не столь убедительны в глазах своих же детей – то откуда у нас представление, что уж чужим-то мы точно понравимся?! Так что быстрый прорыв в школу чреват столь же стремительным отступлением. И если оно будет – не стоит опускаться до сетований про «происки врагов». Есть наши ошибки и их последствия. И именно они компрометируют действительно хорошую идею. Научиться говорить о своей вере с отстраненно-культурологических позиций важно для самой Церкви. В разнообразном и светском мире надо уметь объясняться с людьми. Не проповедовать, не обличать, не доказывать, а просто объяснять. Доказать и объяснить – две разные интеллектуальные процедуры. Доказать – значит передать мои глаза, понудить к согласию с моей точкой зрения. Объяснить – значит просто снять с себя клеймо идиота: да, мой мир другой, нежели ваш, но у него есть своя логика. При этом объясняющий сам учится смотреть на себя со стороны. И в итоге понимает неочевидность, а, значит, и логическую необязательность всех своих убеждений. А потому и сам проходит школу неосуждения инакомыслящего. Без этого осознания своей собственной «факультативности» Церковь ждет печальная роль старой брошенной любовницы, вечно комплексующей и скандалящей из-за осознания своей невлиятельности. Это очень трудно: христианство, как и любая сотериологическая религия, убеждено в том, что оно исключительно и сверхнужно людям: оно несет им «спасение». Но многие люди как раз и не видят той угрозы, от которых их якобы спасает Церковь. Классический сюжет триллера: малоадекватный «пророк» косноязычно пробует предупредить обывателя о катастрофе… Кто виноват в непонимании? «Обыватель» в силу своего статуса не обязан понимать мистические тайны. А вот миссия «пророка» как раз и состоит в установлении коммуникации, и если он это делает неадекватно, неэффективно – значит, несостоятелен именно он в качестве «пророка». Или, как сказал профессор Дамблдор Гарри Поттеру: «Гарри, я задолжал тебе объяснение. Объяснение ошибок старика. Юноше не дано понять, как думает и чувствует старик. Но старики виноваты, если они забывают, как это – быть молодым». Так что для самой Церкви важно поскорее бросить наводить косметику на свою привычную законоучительную проповедь и попробовать всерьез овладеть трудным искусством объяснения и диалога. А какой замечательный повод для воспитания силы воли («аскетизма») дает ОПК самим преподавателям! Вот самая-самая любимая Машенька поднимает руку и, глядя на тебя небесными глазками, спрашивает: «Марьванна, а как мне молиться о моем котеночке?». И так хочется тут же ей и классу все объяснить - и как пальчики складывать, и на какую иконку смотреть, и какие церковнославянские слова подобрать… Но педагогическая честность должна помешать всей этой идиллии и в качестве ответа произнести: «Машенька, это вопрос личный, а потому давай об этом после уроков»… Непонятнее же всего в ситуации вокруг ОПК позиция федерального Министерства образования и науки. Оно пошло самым легким, нетворческим путем – путем запретов. Причем запретов заведомо неэффективных. О том, что министр Фурсенко против ОПК, известно давно и всем. И тем не менее, десяток регионов и сотни школ объявили об ином своем выборе. Тут сказались и родительские надежды, и общий рост национального чувства, и дипломатические таланты местных епископов. Есть общественное ожидание. Есть общественная проблема. Это же нормальный творческий вызов: разработать нерелигиозный подход к преподаванию религиозных знаний. Тут бы и использовать ресурс объединенного министерства, найти новых аверинцевых и дать им простор для творчества. Нужны книги живые, аргументированные, и с таким запасом анти-ваххабитской устойчивости, чтобы даже взбалмошная Марьванна, для которой урок ОПК есть повод прежде всего рассказать детям о знаках антихриста, не смогла бы своим энтузиазмом испортить прекрасный предмет. В школе и в университете умеют рассказывать о внутренней логике мира Достоевского, а затем – о той логике, что определяла творчество Льва Толстого, и вслед за этим – о вселенной символов Маяковского. Требуют одно: «пойми!». Но не требуют: «согласись!». Но так же можно говорить и о православной культуре – о целостном мировоззрении, характерном не для одного гения, а для целой семьи народов. Идея интересная. Опыт успешной ее реализации уже есть. Тогда отчего же он игнорируется и министерством, и церковными энтузиастами? Если бы удалось написать учебник действительно культурологический, то опасения, будто он станет средством навязывания православия детям из иных семейных традиций, отпадут. Автомобиль, конечно, - источник повышенной опасности. Но вместо запрета лучше все же строить дороги и отстранять от вождения дураков. http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=64435

osta: 13.12.06 Диакон Андрей Кураев предложил запереть его вместе с Григорием Остером для совместного написания учебника по Основам православной культуры Всего два человека в России, по мнению диакона Андрея Кураева, могут написать "нормальный учебник" для преподавания Основ православной культуры (ОПК) в светских школах. Это он сам и известный детский писатель, автор юмористических "Вредных советов" Григорий Остер. Как заявил о. Андрей во время лекции "Почему Бог один, а религии разные", ОПК должны быть "рассказом о Космосе Православия, а не зазыванием в Церковь". "Когда я открываю учебники, по которым предполагается преподавать ОПК в светских школах и читаю там "Господь наш Иисус Христос" или "наш ангел-хранитель", это конечно ненормально", — убежденно заявил диакон Андрей Кураев. Профессор МДА поделился с аудиторией и вариантом названия для гипотетического учебника, который мог бы быть создан в соавторстве священнослужителем и детским поэтом: "Ужасный Закон Божий". Расшифровывать смысл такого эпатирующего названия диакон не стал, заметив лишь, что для того, чтобы такой учебник был написан, его и Григория Остера следовало бы на некоторое время "запереть вместе, чтобы не могли никуда убежать". Седмица.Ru По-моему, это отличная идея! С удовольствием бы почитала такой учебник!!!:-) Надеюсь, отец Андрей все же реализует свою гениальную идею и напишет замечательный учебник по ОПК в соавторстве.

Леонид Рамзаев: osta пишет: По-моему, это отличная идея! С удовольствием бы почитала такой учебник!!!:-) Надеюсь, отец Андрей все же реализует свою гениальную идею и напишет Поддерживаю! Сам, к сожалению или к счастью не читал учебник по ОПК, но если там так написано, то это просто странно. Нам нечего сказать кроме стандартных формулировок. Боюсь, что говорить о Христе с людьми будет через 10 лет куда сложнее... Мне остается только плакать :))))))))))))))) (гр. Люмен)

дк-денс: а может ещё Гоблина подключить, для пущего эффекта :)..):)..).

BrainStorm: Наткнулся на очень интересный рассказ из жизни. Так и не решил, что делать после прочтения: плакать или смеяться? На этот рассказ наткнулся после упоминания Вадима: По поводу шока и практической невозможности что-то сделать вот слова игумена Никона (Воробьева): "Духовная школа мертва и выпускает окончательных мертвецов. Скоро "мёртвые погребут и этих мертвецов", что уже и делается. Господи, спасай всех нас!"http://agafon.borda.ru/?1-4-0-00000265-000-30-0#014 А вот и сам рассказ: ========================================================= Ни для кого сегодня не секрет, что и в позапрошлом веке, и в начале века прошлого знакомство с духовными дисциплинами приводило к результатам не всегда тем, которых добивались учащие от учащихся. И незабвенный Николай Гаврилович, благодаря Набокову навсегда оставшийся в русской словестности, и маршал Советского Союза, с переориентацией интересов которого - по не менее незабвенному слову митрополита Сергия - связан дефицит духовенства в Русской Церкви, учились не где-нибудь, а в Духовной Семинарии, Володя Ульянов и старшой братец его Саша имели отличные результаты по Закону Божию, а ведь какие поганки выросли в итоге. Перефразируя нашего московского Златоуста, скажем, что вместо незабудок благочестия и лилий законопослушности в вертограде российской державы оказались они они мухоморами афеизма и волчцами бунта злокозненного против державы оной. Чем все кончилось, мы тоже знаем. Герцен развернул революционную агитацию и дальше по краткому курсу ВКП(б)-КПСС. Озаботившись, по примеру Кальвина и иезуитов, воспитанием подрастающего юношества и не сумев сделать никаких выводов из собственного прошлого,новые хозяева страны ввели для советских студиозусов ряд предметов, кои просто непременно должны были выковать из них новую историческую общность - советский народ. Для всех вообще - страдательных оных дисциплин было пять - вспоминай, друг мой, незабвенное, - для особо же ответственных сеятелей по-марксистски разумного и по-ленински доброго ( а ведь и, правда, какой был добрый человек!) добавили еще и шестую : афеизм научный. И пришлось всем медикам, всем педикам ( учащимся педагогических вузов) и всем в университетах обретающимся проходить сквозь сито бдительного контроля тружеников кафедр оного афеизма. Кому везло больше, ибо попадали они на халтурщиков и симулянтов от безбожия, которых не само оно, но легкий хлеб и немалая денежка преподаванием приносимые, интересовали токмо, нам же с тобой пришлось встретиться с атеистического труда героем. Фамилия его была,ну,скажем Апельсинов или Абрикосов, не помню, да и не важно. Был он мужчина в возрасте Карлсона ( то есть еще в том расцвете сил, когда благоразумные девушки по одиночке на пересдачу не ходили), доцентом, автором учебника и дела своего фанатиком ( не до забвения себя, конечно, но до зачисток других - это вполне). Интересно, что к прочим религиям относился он как минимум спокойно, к язычеству даже доброжелательно, но когда речь доходила до христианства кричал, ерничал, брызгал слюной как бес на сковородке. Ни одна лекция без сального анекдота о служителях церковных (что еще ладно) или о персоналиях, в Священном Писании упоминаемых, не обходилась. Маузер, маузер мне думалось в те минуты совсем не по-толстовски. Цитированный нами Златоуст сдавал ему чуть не пять раз, чувствовал Апельсинов врага идеологического, давил и больше тройки не поставил. Да и как поставить. Взглянуть только на Златоуста в молодости и поймешь: кто угодно, но не марксист. И даже не эпикуреец, киник, маоист, мазохист и т.д. А самый что ни на есть вражина - церковник. Как он еще сдал, не вем, молитвами Сергия преподобного, не иначе. Мы с тобой, многогрешные, вида столь явного благочестия не имели, ты вообще покуривал, пиво мы вместе попивали, за чем таким идеологически близким зоркое око доцента, может, когда нас и узрело. Дело было, однако,к концу Университета, диплом вырисовывался бурый, и сдавать много раз афеизм не хотелось. Отправился я тогда в Лавру и с усердием, кое только доступно было , за акафистным пением в соборе Троицком молил авву Сергия, чтобы он мне помог и экзамен сдать и против совести не погрешить. Чудесным образом все и образовалось, ибо первым вопросом достался мне буддизм, который обличить я мог от чистого сердца, хотя и соблюдением внутрикорпоративной сдержанности - буддисты мне роднее атеистов ( а Гребенщиков в особенности, хотя он тогда буддистом еще и не был). Три питаки были разделаны под орех. Второй же вопрос был о структуре Русской Православной Церкви. Тут я начал рассказывть бодро, уж слишком бодро, но вовремя заметил огонек тревоги и недоброжелательства в очах Апельсинова и с ходу переделал "благочинного" в "благоначального", чем опасения о неправильно завышенной своей осведомленности снял и пятерку получил. За что поныне благодарю Преподобного. ... шли годы. Настала эпоха перемен. Никто не знал тогда, как далеко все зайдет, но мы с Златоустом оказались в стенах Лавры и Академии. Настал год 1988-ой. Тысячелетие, Собор. Его участники в Трапезном храме, преподаватели и студенты расставлены по постам. В актовом зале по тем временам невиданное - трансляция заседаний Собора, которую сбегаемся смотреть все мы. И среди знакомых лиц замечаем группу мужчин не то. чтобы совсем единообразно одетых, нет, скорее со сходным выражением лиц. Такое бывало у героев советских фильмов про партизан, когда они в тылу врага делают свое благородное дело. Не КГБшники точно, тех-то мы отличать научились хорошо. Спрашиваю одного, другого. Кто же? Говорят: Из МГУ. Кафедра научного атеизма в полном составе. Присматриваюсь, и правда. Апельсинов собственной персоной, немного постарел, наверное, уже профессор, но жив, курилка. И тогда, посоветовавшись со Златоустом, мы придумали вот что: На следующее утро, когда научноатеистическая делегация, держа круговую оборону, продвигалась через академический сад, мы вышли им навстречу, устремились сразу к Апельсинову, я пожал ему руку, а Златоуст троекратно решительно облобызал. "Дорогой Николай Игоревич! Вы помните нас? Мы ваши студенты, с филфака, несколько лет назад слушали ваши лекции, а теперь здесь, в Лавре. в Академии, ваше преподавание так помогло нам сделать окончательнй выбор, расположило к религии, побудило искать сана священника. Спасибо вам огромное. Дайте вас еще раз обнять". Тут и я не отказал себе в удовольствии прикоснуться к красно-потной щеке Апельсинова. Была она холодна и колюча. Слов, кроме междометий, светило атеистической науки не произнесло. Притчей во языцех на некоторое время он все-таки стал. Маленькая месть состоялась. Но когда я вспоминаю теперь эту историю, то прошу Бога об одном, чтобы мне не пришлось встретиться с бывшим учеником, который будет благодарить за уроки, путеводившие его к безбожию. Поэтому, всемерно поддерживая генеральную линию по внедрению ОПК ( слышите, незарегистрированные читатели, всемерно поддерживая), прошу Режиссера всяческих, чтобы в этот сценарий я вписан не оказался. http://testis-mutus.livejournal.com/15222.html ========================================================= Хотя, конечно, если подумать, то этот рассказ никак не намекает на обратную зависимость, лишь указывает на некоторые "исключения".



полная версия страницы