Форум » Православие и мир » Развод » Ответить

Развод

Эль: С сайта патриархия.ру "Основы социальной концепции РПЦ": "В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа." http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

Ответов - 55, стр: 1 2 All

BrainStorm: Эль И?

Эль: Меня очень впечатлило, что церковь начала так мягко относится к разводам. До этого она была более жестка, и в принципе я с ней в этой жесткости была согласна

BrainStorm: Ну так? Ты все же за жесткость? Какие причины на твой взгляд могут быть "уважительными"? и что значит "начала"?


иерей Олег: Страшные причины для развода. И это ведь бывает! Сколь страшен может быть мир, в котором космократор сатана. Но разводов, в том числе и расторжения венчаных браков, намного больше, чем можно предположить прочитав канонические причины для развода. "Не сошлись характерами", - заявляют вчерашние молодожены, еще не забывшие вкус благословленного вина на своем венчании. И все. Без сифилиса, принуждения к сожительству и алкоголизма. Люди забыли что такое брак. Кто такой супруг. Что такое любовь. Время потребительного отношения ко всему, в том числе к супругу, к Богу - может в этом причина? Меня это больше тревожит, а не ужесточение или послабления в церковных документов "о разводах".

BrainStorm: иерей Олег пишет: Меня это больше тревожит, а не ужесточение или послабления в церковных документов "о разводах".Согласен. Но в том-то и дело, что меня удивляет послабление, когда наоборот необходимо говорить о нерушимости/нерасторжимости брака. Господь про Моисеево послабление говорит укоряюще: "вначале не было так", а тут еще добавили.... так добавили с лихвой... Я не говорю, что надо строго не разрешать разводиться (ведь зачастую приходят разводиться, когда брака уже фактически распался), просто в концепции о допустимых причинах развода говорят как о норме, но развод - это не норма, это катастрофа, и надо говорить об этом именно так. Сейчас наверное слишком мало говорят о нерушимости брака, а те которые венчаются ради красивого обряда, думаю, относятся к венчанию вполне потребительски: если что - разведемся. А на самом деле ведь что сможет сделать епископ, когда к нему придут уже разведенные в ЗАГСе бывшие супруги, которые уже может быть нашли себе другую партию? Так и ходит в народе мнение, что венчаный брак отнюдь не нерушим. Что уж говорить, если у нас деятели шоубизнеса любят венчаться. Вон из последнего: "Николай Басков будет венчаться во второй раз", "Басков опять венчается. На этот раз с Федоровой"... Об этом надо со стыдом говорить, что мол первый брак от Бога облажал, так за второй взялся, а у нас - это ПИАР! Это норма! Не делает это лица Церкви.

Александр: Эль пишет: и в принципе я с ней в этой жесткости была согласна Это у тебя по молодости лет

Барышня: извлечение выгод из непотребств супруга - а это что такое, кто-нибудь знает?

Indie: BrainStorm пишет: Я не говорю, что надо строго не разрешать разводиться (ведь зачастую приходят разводиться, когда брака уже фактически распался), просто в концепции о допустимых причинах развода говорят как о норме, но развод - это не норма, это катастрофа, и надо говорить об этом именно так. От того что ужесточится риторика ничего же не изменится. Сначала венчают всех кого не лень, ну так надо и разводить тогда всех. Если уж по факту православие стало народной религией, то и надо действовать как народ хочет. Ни разу не слышал чтоб кому-то из моих знакомых отказали в венчании. Православный? - Ага. - Крещеный? - В детстве. - Приходи обвенчаем, денежку бери такую-то.

иерей Олег: Indie пишет: Православный? - Ага. - Крещеный? - В детстве. - Приходи обвенчаем Еще спрашивают в браке ли. Indie, а как надо? Как Рустер с крещением рекомендует? Православный? - Ага. - Крещеный? - В детстве. - Кратко изложите доводы Варлаама в вопросе о Нетварных Энергиях, прозвучавшие на Константинопольском Соборе 1341 года. - ... - Пшол вон отсюда, язычник!!! Так надо?

Барышня: Я тут подруге вкратце рассказала, как надо готовиться к Причастию (они в связи с берем-тью решили повенчаться и уже знали, что заранее, скорее всего, попросят причаститься). После моего рассказа о подготовке к Причастию так и не повенчались :)))

иерей Олег: Барышня пишет: После моего рассказа о подготовке к Причастию Ты им сценарий фильма ужасов рассказала?

7Нитка7: Барышня пишет: После моего рассказа о подготовке к Причастию так и не повенчались :))) Что же ты им такое рассказала?? и на сколько эмоционально?? :)

BrainStorm: иерей Олег пишет: Еще спрашивают в браке ли. Indie, а как надо? Как Рустер с крещением рекомендует? Православный? - Ага. - Крещеный? - В детстве. - Кратко изложите доводы Варлаама в вопросе о Нетварных Энергиях, прозвучавшие на Константинопольском Соборе 1341 года. - ... - Пшол вон отсюда, язычник!!! Ну зачем же так? о. Олег, я понимаю, что крайности вредны, но имхо 95% развенчанных браков приходятся как раз на невоцерковленных (да и не хотящих этого) супругов - конечно статистики мы не найдем, об этом хорошо осведомлены только в епархии (сколько прошений приходит на развенчивание в месяц). Мне кажется, чуть бОльшая (а возможно и не чуть, а серьезная, но это не мне решать) внимательность к кандидатам в участники всех Таинств и обрядов очень пошло бы на пользу Церкви: отсеяло бы тех, кому "наплевать", и привлекло бы к жизни в Церкви интересующихся. Вопрос как всегда в поиске "золотой середины". Обязательное причастие перед венчанием - это, конечно, может быть и не вполне правомерное решение/предложение, но предполагаемую пользу конкретно в примере, приведенном Аней, привело (конечно, это надо конкретно разбираться, может быть в конкретном случае на самом деле этот "механизм" принес вред, а не пользу, но пример показал, что "механизм" работает). Ты одобряешь такой (или подобный ему) механизм?

Ulia: Совершенно согласна с Аней и Андреем. Многие действительно являются только номинальными христианами, так зачем им играть в христиансикй брак? Многие могут не согласиться, но у митрополита Антония Сурожского была такая практика: он долго беседовал с желающими повенчаться, и многих готовил к этому годами, хотя люди уже были расписаны. Одна пара ждала венчания 15 лет. Он объяснял это так: у них, несомненно, уже брак, хороший человеческий брак, но до понимания христианского брака они еще не доросли. Поиск золотой середины - как сказал Андрей - вот задача священнослужителей. И это не так трудно, как кажется. Не нужно спрашивать о доводах Варлаама, спросите просто, как часто человек бывает на Богослужениях, как часто исповедуется и причащается, как понимает христианский брак. Моя подруга была совершенно невоцерковленной, из тех, кто был крещен в дестве. Они с мужем повенчались и развелись через год. Сейчас она начинает ходить в церковь, читать, думать, и очень жалее о том своем неразумном венчании. А ведь вина батюшки здесь не меньшая - ИМХО.

Барышня: иерей Олег пишет: Барышня пишет: цитата: После моего рассказа о подготовке к Причастию Ты им сценарий фильма ужасов рассказала? Нет, я им сказала, что им нужно будет подойти к батюшке и договориться обо всем, и он им расскажет подробности. А так как о Причастии они уже знали и спросили меня конкретно, как причащаются, я рассказала про трехдневный пост (к-рый для беременной подруги не нужен, только для мужа), посещение Всенощной, молитвы, сколько им скажет священник и Исповедь перед Причастием. И что кушать нельзя с 12 часов ночи. Вот и всё :) А что тут может быть эмоционального??? Особо смыслом и целью Тинства Венчания и Таинства Причастия они не интересовались, так что я ограничилась "процедурными" вопросами.

иерей Олег: BrainStorm пишет: внимательность к кандидатам в участники всех Таинств и обрядов очень пошло бы на пользу Церкви: отсеяло бы тех, кому "наплевать" Аминь! BrainStorm пишет: Обязательное причастие перед венчанием - это, конечно, может быть и не вполне правомерное решение Не правомерное. Это самостоятельные Таинства. По мнению о. Иоанна Мейендорфа, например, благословленное вино в Таинстве венчания как раз является указанием на совместное Причастие. Но о. Михаил Желтов с ним не согласен. Барышня пишет: Вот и всё :) Вроде не страшно... Надеюсь, что они еще повзрослеют и подготовка к Причастию не станет для них препятствием к радости Причастия.

Барышня: иерей Олег пишет: Не правомерное. Это самостоятельные Таинства. По мнению о. Иоанна Мейендорфа, например, благословленное вино в Таинстве венчания как раз является указанием на совместное Причастие. Но о. Михаил Желтов с ним не согласен. А мне кажется совсем неплохой практика предварительного обязательного Причастия перед Венчанием. Ведь Исповедь и Причастие - тоже совершенно самостоятельные и независящие друг от друга Таинства. Но вот проф. Осипов, например, говорит, что нам оч. и оч. повезло, что Русская Церковь сохранила практику обязательной Исповеди и так, как это происходит в Греч. Церкви и наших заграничных приходах (если не ошибаюсь) - совсем не здОрово на практике.

иерей Олег: Ulia пишет: А ведь вина батюшки здесь не меньшая Да. На то он и батюшка, чтобы переживать о чадах своих. Но позвольте мне тоже поделиться своим ИМХО? Уже много, и тут тоже, писалось, что когда из храма гонят девушек в брюках, без платочков, с накрашеными губами - это однозначно неприемлемо, явный антимиссионерский ход. И я с этим согласен. Много, и тут тоже, писалось, что заперать двери перед такими впервые зашедшими в храм нельзя. Пусть зайдут, посмотрят, послушают, поставят "сокральную" свечечку, и как умеют, пятью пальцами да еще слева направо перекрестяться. Это первый шаг, возможно, за ним последуют еще тысячи шагов, которые приведут к святости. Крещение и венчание - это значимые события, которые могут (в современной действительности, а не в идеальной мечте) послужить пусть даже и первым шагом к настоящему воцерковлению. Даже единственная беседа со священником накануне венчания (у нас так, обычно, и бывает: "Батюшка, вот мы повенчаться хотим, нас к вам послали договариваться"), плюс само Таинство и проповедь-поздравление может, и у меня есть примеры, воцерковить молодоженов. Если же на свое искреннее (или не очень - то пусть Богу-сердцеведец судит) желание соединиться перед Лицем Бога и получить от Него благословение, они услышат, пусть даже дипломатично изложенное: "Пшли вон" - это может сослужить крайне нигативную службу... ИМХО.

иерей Олег: Барышня пишет: А мне кажется совсем неплохой практика предварительного обязательного Причастия перед Венчанием. Мне тоже так кажется. Поэтому я всегда рекомендую. Но настаивать неправомочно. Барышня пишет: нам оч. и оч. повезло, что Русская Церковь сохранила практику обязательной Исповеди АБСОЛЮТНО согласен!!!

Барышня: иерей Олег пишет: Крещение и венчание - это значимые события, которые могут (в современной действительности, а не в идеальной мечте) послужить пусть даже и первым шагом к настоящему воцерковлению. Отец Олег, ну как-то странно воцерковлять людей путем Венчания. Ну правда же. Венчание - это же совсем "про другое". Если люди хотят просить Божьей помощи в семейной христианской жизни - это одно. А если они просто так стоят в красивой Церкви под красивые пения, а священник надеется, что из этого у них получится христианская жизнь, какое это имеет отношение к реальному Таинству Венчания? Я не оголтелая сторонница "экзаменов" перед Крещением и Венчанием, правда. Но, мне кажется, надо как-то более реально смотреть на миссионерские последствия проведения этих Таинств и на их реальные цели.

иерей Олег: Барышня пишет: Но, мне кажется, надо как-то более реально смотреть на миссионерские последствия проведения этих Таинств и на их реальные цели. Таинства не могут быть инструментами миссии, по той простой причине, что Таинства совершаются над членами Церкви, а миссия направлена во вне. А вот для того, чтобы члены Церкви начали наконец свою церковную жизнь - этому они послужить могут. Благодать все-же.

BrainStorm: иерей Олег пишет: Крещение и венчание - это значимые события, которые могут (в современной действительности, а не в идеальной мечте) послужить пусть даже и первым шагом к настоящему воцерковлению. Я тоже согласен с Барышней. Ведь Таинства, они ведь предназначены для членов Церкви, нельзя же Таинствами миссионерствовать в общем смысле. Ими можно миссионерствовать только при уверенности, что святыни не будут попраны неплевательством, т.е. тех, которые серьезно подходят к вопросу. Наверное некоторое экзаменование обязано присутствовать: ведь воцерковленный человек сам себя экзаменует совестью, а человек новоначальный (а тем более номинально верующий) не представляет как это делать.

BrainStorm: иерей Олег Одновременно написали

BrainStorm: иерей Олег пишет: Таинства не могут быть инструментами миссии, по той простой причине, что Таинства совершаются над членами Церкви, а миссия направлена во вне.Вот здесь я боюсь мы можем не сойтись, т.к. это вопрос о границах церкви. Мне очень трудно согласиться с мыслью, что человека, которого крестили в детстве/младенчестве, никто не наставлял в вере, ни разу не ходившего в храм, можно считать членом Церкви.

иерей Олег: BrainStorm пишет: Наверное некоторое экзаменование обязано присутствовать С радостью буду экзаменировать (други знают: меня медом не корми - дай поэкзаминировать), если наши Высокопреосвященные и Преосвященные Владыки примут такую норму. Они Богом поставлены надзирать и блюсти. А мы - послушаться. BrainStorm пишет: святыни не будут попраны неплевательством Да, это верно! Это неприемлемо. Но как и в теме про крещение, где я сказал, что от Купели гнать никого не стану, так и тут скажу: крещеных и состоящих в браке, желающих получить от Бога благословение на супружескую жизнь гнать не стану.

иерей Олег: BrainStorm пишет: Мне очень трудно согласиться с мыслью, что человека, которого крестили в детстве/младенчестве, никто не наставлял в вере, ни разу не ходившего в храм, можно считать членом Церкви. Какие же необходимо пройти инициации, чтобы стать членом Церкви?

Эль: иерей Олег пишет: Какие же необходимо пройти инициации, чтобы стать членом Церкви? Получить знания о Таинствах церкви, ИМХО.

Эль: BrainStorm пишет: Ну так? Ты все же за жесткость? Какие причины на твой взгляд могут быть "уважительными"? Такое легкомыслие, создаваемое церковью (я про легкость развода) создает впечатление легкости развода для тех кто вступил в брак. Очень большой соблазн думать что брак-это игрушка. BrainStorm пишет: и что значит "начала"? пришла к такому мнению

Ольга: Читая тему, вспомнила, что мне несколько раз пришлось столкнуться с таким явлением, что Венчанием прикрываются - знакомая девушка вышла замуж так за женатого как оказалось потом человека, в итоге и с ней он разошелся; насколько знаю она потом вышла замуж, не заморачиваясь по поводу развенчания предыдущего брака... Это было несколько лет назад, сейчас насколько я знаю венчают только при наличии гражданского брака, зарегистрированного в ЗАГСЕ. Так что на миссионерство не очень походит... ИМХО Даже тогда меня, человека далекого от Церкви, это смутило - зачем было венчаться? А то, что Анна сказала о Причастии - правда. Когда меня знакомые спрашивают и я объясняю именно саму процедуру, не ударяясь в подробности, люди пугаются - Исповедь? ужас какой, нет! И сама сейчас, вспоминая свои редкие "заходы" в храм раньше, думаю - ладно хоть ума хватало не участвовать в Причастии, просто не понимая значения того, что происходит и боялась в своем невежестве "сделать что-то не то"

иерей Олег: Эль пишет: Получить знания о Таинствах церкви В прошлое воскресенье был у вас в Самаре на конференции, где познакомился с одним дядечкой. Он профессор, историк и религиовед, знаний у него на нас двоих с тобою хватит. Да только он в Бога не верит... А в это воскресенье я был в деревне и встречался с бабушками, которые может быть и не сумеют перечислить все 7 Таинств Церкви, но зато веры, простой голубиной веры, опять же на нас двоих с тобою хватит... Так кто же из них чадо Церкви? Неверующий профессор или неграмотная старушка? Прости меня, Эль, занудливого, но знания нужны, однако не являются критерием. Мой 5-тилетний племяш ничего не знает о сущности Таинств Церкви нашей, но он настоящий христианин! Эль пишет: Очень большой соблазн думать что брак-это игрушка. Брак игрушка для тех, для кого и Церковь игрушка, фольклор, антуражик, и что-то замшело-древнее. Для таких строги каноны или мягки - все равно.



полная версия страницы