Форум » Православие и мир » Христианская экономика » Ответить

Христианская экономика

Indie: Поделюсь своими сумбурными рассуждениями на счет такого явления, как христианская экономика. Представим ситуацию, что в отдельно взятой стране победила христианская партия. Не формально, а подлинно христианская. Каким образом руководству надо проводить реформу хозяйственной жизни страны? Какова должна быть ее структура? Предположим совсем уж фантастику - жители данной страны тоже живут и одобряют преимущественно христианские ценности. Современная экономика, ориентированная на постоянный рост потребления не совсем уместна. Действительно, такая цель как иметь две машины, три телевизора, два шкафа барахла мало соотносима с христианством. Христианство ассоциируется с умеренностью и если будем считать, что тотальный аскетизм - это крайность, то бессмысленное потребительство - крайность еще большая. Как известно спрос диктует предложение. Если нам не нужно множество вещей, то на что тратить производственные, трудовые и прочие ресурсы народа? Нам сейчас уже не нужно как раньше трудиться с зари до зари, чтоб просто прокормить себя и семью. Уровень технологий позволяет вырастить производительность труда в сотни (если не тысячи) раз по сравнению со средневековым способом производства. Первичные потребности могут быть удовлетворены сравнительно легко. Какие еще приоритеты могут быть? Безусловно необходимо развивать образование и здравоохранение. Здоровье и просвещение - это вполне уважаемые в христианском обществе ценности. Социальная защита? Безусловно. Пенсионное обеспечение? Да. Культурная и спортивная инфраструктура? Стадионы и дома искусств, хоккейные площадки во дворах? По-моему это никак не противоречит христианскому образу жизни. Однако, надо понимать, что соблюдению христианских ценностей должна сопутствовать некоторая закрытость общества. Другими словами никто не строит монастыри рядом с публичными или игорными домами. Если антихристианский мир агрессивно навязывает свои ценности, необходимо физически отгородиться от него. Соседство с окружающим миром вынуждает нас защищать свой уклад. Время доблестных мужей в кольчугах и с булатными мечами прошло. Сейчас кроме личной храбрости нужна наука и высокие технологии. Лучшие силы страны необходимо направить на защиту, на развитие средств ведения войны. Итак что получается. 1) Препятствие вещизму, через ограничение товаров личного потребления, свободный доступ к минимуму необходимого, но ограничение безудержного потребления. Свободные производственные силы лучше тратить на культурное и духовное развитие. 2) Развитие социальной сферы и социальной защиты. Развитие культуры, просвещения (в т.ч. христианского). 3) Сильный ВПК, может быть даже диспропорциональный, но гарантирующий сохранение особого уклада. Ничего не напоминает из недавнего прошлого нашей страны? Понятно, что цели СССР были совсем другие, но мы сейчас говорим исключительно про структуру экономики. Я не сторонник советского дефицита, но ведь и правда к чему христианину изысканные яства, яркие многочисленные шмотки, дорогие ненужные вещи? Почему бы не тратить свою энергию на личное совершенствование и заботу о ближних вместо зарабатывания на все эти вещи? А в целом получается как-то очень похоже. Какие-то такие мысли приходят в голову про наше "ужасное тоталитарное" прошлое.

Ответов - 26

Rooster: В принципе если поставить, скажем, ислам на место христианства в этой картине, ничего существенно не изменится. Картину же можно назвать, например, так: "Портрет религиозно-ориентированного государства". В политическую же систему можно - для пущей прочности государства - добавить обязательную уголовную ответственность за измену вере.

Indie: Rooster пишет: В принципе если поставить, скажем, ислам на место христианства в этой картине, ничего существенно не изменится. Картину же можно назвать, например, так: "Портрет религиозно-ориентированного государства". Христианство как Благая Весть никак не связано с какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. А прочие отличия несущественны. Поэтому в целом согласен. Rooster пишет: В политическую же систему можно - для пущей прочности государства - добавить обязательную уголовную ответственность за измену вере. Не стоит, просто сделать повышенное налогообложение. Тогда останутся только истинно верующие, а всякие "несогласные из принципа" быстро закроются. Нет нужды делать из них мучеников.

Rooster: Indie пишет: просто сделать повышенное налогообложение Интересно, что пока в опыте религиозно-ориентированных государств это невостребовано. Тогда останутся только истинно верующие, а всякие "несогласные из принципа" быстро закроются А как стоит понимать термин "закроются"? Человек, гражданин РОГ (религиозно-ориентированного государства) отошел от веры. Налог ему повышается. К чему именно употребим приведенный тобой термин?


Vsevolod: Rooster пишет: Интересно, что пока в опыте религиозно-ориентированных государств это невостребовано. Отнюдь. Такая норма есть в исламе: христиане и иудеи должны облагаться практически непосильными налогами в исламском государстве - я, к сожалению, не могу сейчас точно указать источник: кораническая ли это норма, шариатская ли или ещё какая.. На практике была реализована в древности в арабском мире и в Османской империи.

Rooster: Вот забыл-то про что! Да здравствуют исламские традиции в христианском государстве!

Vsevolod: Rooster пишет: Да здравствуют исламские традиции в христианском государстве! Да нет, ислам регламентирует все стороны жизни верующего и общества в целом, в отличие от христианства. Там существует большое количество самых разных норм и предписаний. Там тебе и уголовное право, и экономическое право, и "семейный кодекс" , и указания чисто политического и идеологического свойства - как, например, вести внутреннюю и внешнюю политику по отношению к иноверным. Ислам - готовый фундамент для религиозного государства. У нас так, если мы хотим оставаться христианами, не получится. Государство может быть христианским лишь в смысле "христианство - государственная религия" и/или в смысле "христианская культура, этика, ценности и мировоззренческие ориентиры - основа либо главное содержание культуры, этики, ценностей и мировоззренческих ориентиров социума". Мне оба этих варианта нравятся.

Rooster: У нас так, если мы хотим оставаться христианами, не получится Стало быть, от идеи построения РОГ нужно отказаться? Государство может быть христианским лишь в смысле "христианство - государственная религия" и/или в смысле "христианская культура, этика, ценности и мировоззренческие ориентиры - основа либо главное содержание культуры, этики, ценностей и мировоззренческих ориентиров социума". Мне оба этих варианта нравятся Но это не РОГ по Груздеву...

osta: Rooster пишет: Интересно, что пока в опыте религиозно-ориентированных государств это невостребовано. Так было в Российской империи- иноверцы облагались повышенным налогом, так же, как и старообрядцы.

Rooster: 1. Я стараюсь говорить о настоящем времени. 2. Думаю, автор исходного постинга, как человек, еще не вошедший в церковную ограду, едва ли обрадуется повышенной налоговой ставке. 3. Чем кончилась политика Российской империи - всем известно...

Indie: Продолжим фантазию, а точнее попробуем приблизить ее к реальности. Очевидно, что никакое государство, тем более российское такими экономическими реформами заниматься не будет, мы же строим капитализм (причем начали его строить с самой жестокой и антигуманной части). Однако экономика - это не сугубый удел государства, экономика - это еще и каждый человек сам по себе, в той мере, в которой он формирует собственное потребление и предоставляет ресурсы. Характер спроса христианина несколько отличен от среднестатистического человека. К примеру, он не финансирует индустрию развлечений, фэшн-индустрию, вносит свой вклад в изменение структуры пищевой промышленности (сам замечал - во время Великого Поста на рынках появляются особые постные полуфабрикаты). Еще строже требования к виду хозяйственной деятельности, которой занимается христианин. Скажем, работа в стриптиз-барах или игорных домах для него невозможна. Таким образом, сам человек или группа (класс) людей могут влиять на структуру экономики. Понятно, что христиан слишком мало, чтоб вносить существенный вклад в хозяйственную жизнь. Но зато может быть использована тактика нерыночного поведения потребителя. В западных странах появилось модное движение - на определенные марки продукции добавляется маркировка, не помню точно, что-то вроде "честная зарплата". Это означает, что она произведена в развивающихся странах и сотрудникам заплачена достойная зарплата. Эта продукция не конкурентоспособна по ценам, но потребитель получает моральное удовлетворение от покупки. Возможно это маркетинговый ход, но сам принцип вполне разумен. Если христианам удастся самоорганизоваться, то вполне возможно производить продукцию с особой маркировкой, тем самым формируя "христианский" капитал, как средство влияния на общественно-экономическую жизнь в стране. Данная продукция должна быть произведена на предприятиях, владельцы и сотрудники (хотя бы часть) которых - христиане. Владельцем бренда или марки может быть христианская организация, которая передает права на использование бренда, после ознакомления с личностью владельца предприятия и исповедываемыми им ценностями. Желательно, чтоб это был не сторонний человек, а член общины, и пресвитер или епископ мог за него поручиться. Никаких препятствий, кроме организационных, я не вижу для реализации этой идеи уже в настоящее время.

Rooster: Возможен такой вариант злоупотребления: епископ договаривается с владельцем предприятия об отчислениях в свой карман и легитимизирует любую продукцию, даже некачественную. Деньги не пахнут...

Indie: Rooster пишет: Возможен такой вариант злоупотребления: епископ договаривается с владельцем предприятия об отчислениях в свой карман и легитимизирует любую продукцию, даже некачественную. Деньги не пахнут... Безусловно, однако епископ может быть только рекомендателем, решение должна принять комиссия. Сам смысл такого товарного знака в его общественном доверии, придется вложить средства в раскрутку самого бренда. Нарушение доверия к бренду - убьет саму идею и деньги вложены будут напрасно. Почему-то макдональдс, работая по франшизе, умудряется контролировать единообразие предоставляемых услуг и продукции. Суть в том, что таким образом можно очень легко дать возможность пассивным христианам сделать вклад в общее дело. Своим ежедневным потребительским выбором они могут способствовать решению социальных проблем и христианизации общества.

Rooster: У меня остается убежденность на основе собственных наблюдений: причина участия институциональных представителей религиозных организаций в подобных делах кроется в возможности получения отчислений в их карман. Чтобы так называемые пассивные христиане могли подобным описанному образом делать вклад в христианизацию общества, должны присутствовать механизмы, побуждающие их это делать. Что могло бы выступить в роли этих механизмов - кроме, само собой, сознательности? (На сознательность, думаю, в российском обществе можно рассчитывать в наименьшей степени.)

Indie: Rooster пишет: кроме, само собой, сознательности? (На сознательность, думаю, в российском обществе можно рассчитывать в наименьшей степени.) А ничего кроме сознательности и не нужно. Задача проста: есть товар А, стоящий 10руб. и аналогичный товар Б, стоящий 11р. и маркированный знаком принадлежности к христианскому сообществу. Задача потребителя купить товар Б и тем самым спонсировать конгломерат христианских производителей, чья деятельность легитимизирована надрегиональным органом в виде общественной организации. Не надо делать платежи в благотворительные организации, не надо быть волонтером или общинным активистом, надо просто купить товар Б (при прочих равных естественно).

Костя: Indie пишет:А ничего кроме сознательности и не нужно. Задача проста: есть товар А, стоящий 10руб. и аналогичный товар Б, стоящий 11р. и маркированный знаком принадлежности к христианскому сообществу. Задача потребителя купить товар Б и тем самым спонсировать конгломерат христианских производителей, чья деятельность легитимизирована надрегиональным органом в виде общественной организации. Не надо делать платежи в благотворительные организации, не надо быть волонтером или общинным активистом, надо просто купить товар Б (при прочих равных естественно).Илья - это гениально! Воплощённая пассивность "христиан"-покупателей.

Костя: Indie пишет:Не надо делать платежи в благотворительные организации, не надо быть волонтером или общинным активистом, надо просто купить товар Б (при прочих равных естественно).Особенно понравилось!

Костя: Ещё хотел добавить по основной теме, что если трудящемуся населению нечего есть, то это признак умственной неполноценности руководства страны.

Indie: Костя пишет: Ещё хотел добавить по основной теме, что если трудящемуся населению нечего есть, то это признак умственной неполноценности руководства страны. Отнюдь, "трудящееся население" - это всего лишь ресурс. Любой "эффективный" менеджер (особенно рыжий) тебе скажет, что ресурс может быть нерентабельным в эксплуатации. Когда в скважине кончается нефть ее закрывают. Когда население страны нерентабельно его надо закрыть. "Эффективное" руководство страны просто закрывает страну, распродает активы, высвобождает ненужное население на тот свет, а потом продаст за недорого производственную площадку. Это же эффективный менеджмент, а мы валенки сибирские ни фига не втыкаем в чем суть мудрого руководства.

Костя: Indie пишет:Отнюдь, "трудящееся население" - это всего лишь ресурс. Любой "эффективный" менеджер (особенно рыжий) тебе скажет, что ресурс может быть нерентабельным в эксплуатации. Когда в скважине кончается нефть ее закрывают. Когда население страны нерентабельно его надо закрыть. "Эффективное" руководство страны просто закрывает страну, распродает активы, высвобождает ненужное население на тот свет, а потом продаст за недорого производственную площадку. Это же эффективный менеджмент, а мы валенки сибирские ни фига не втыкаем в чем суть мудрого руководства. Очень жестоко! Не проще ли заменить один "сибирский валенок" ("эффективного руководителя"), чем весь народ отправлять в могилу?

Ворон: Indie пишет: А ничего кроме сознательности и не нужно. Задача проста: есть товар А, стоящий 10руб. и аналогичный товар Б, стоящий 11р. и маркированный знаком принадлежности к христианскому сообществу. Не думаю, что только на сознательности дело выгорит. Из 100 узнавших о товаре Б 70 быстро забудут о нём, 20-ти будет лень, 5 не понравится товар, 5 может быть станут постоянными клиентами. К тому же, не считаю, что привлекать надо только заведомо заинтересованные субъекты в виде христиан-пассивных-покупателей. И почему товар Б обязательно должен стоить больше? Потому что лишние дармоеды в виде общественной организации сидят на нём? Организация контролирующая контролёров, которые контролируют контролёров, контролирующих контролёров... жесть... на 1 реального работника 10 дармоедов

Костя: Может быть для начала ответим на простые вопросы: Где можно купить православный хлеб, испечённый в православном монастыре или православной пекарне? Как его цена и состав соотносятся с обычным хлебом, продающимся в магазинах?

Vsevolod: Костя пишет: Где можно купить православный хлеб, испечённый в православном монастыре или православной пекарне? Пекарня давно уже есть при Крестовоздвиженском храме г. Самары: Православный хлеб

Ольга: Костя пишет: Где можно купить православный хлеб, испечённый в православном монастыре или православной пекарне? Как его цена и состав соотносятся с обычным хлебом, продающимся в магазинах? В Космопорте, у входа в Ашан видела лоток с хлебом, который именуется православным. Где пекут не знаю, не спрашивала. У продавщицы было лицо православное - окутано неземной печалью. Разговорам не способствует, особенно после рабочего дня. Торгуют видимо постоянно - так как видела не раз. Цена вроде такая же, я не покупала - люблю хлеб, который пекут в Ашане

Костя: Всеволод, спасибо за ссылку! Ольга пишет:В Космопорте, у входа в Ашан видела лоток с хлебом, который именуется православным. ... Торгуют видимо постоянно - так как видела не раз.Ольга, благодарю за информацию! Я почему-то ниразу не видел...

Indie: Ворон пишет: Организация контролирующая контролёров, которые контролируют контролёров, контролирующих контролёров... жесть... на 1 реального работника 10 дармоедов Это бизнес, хочешь иметь бренд - работай на него. Без узнаваемого бренда не бывает продаж. А брендинг - вообще уникальный способ поддержки и самоконтроля системы. Он работает только когда бренду верят. Нет доверия - нет бренда. Система протухнет - бренд никому не будет нужен.

Костя: Indie пишет:Это бизнес, хочешь иметь бренд - работай на него. Без узнаваемого бренда не бывает продаж. А брендинг - вообще уникальный способ поддержки и самоконтроля системы. Он работает только когда бренду верят. Нет доверия - нет бренда. Система протухнет - бренд никому не будет нужен.В России же эта идеальная модель извратилась в следующую форму: На первом этапе (завоёвывание рынка, борьба с конкурентами) бренд предлагает действительно качественный товар. На втором этапе бренд уже предлагает только фуфловый, тухлый, некачественный товар (конкуренты уничтожены или имеет место ценовой сговор между ними, т.е. рынок поделен).



полная версия страницы