Форум » Православие и мир » Иг. Петр Мещеринов : Церковь и деньги » Ответить

Иг. Петр Мещеринов : Церковь и деньги

AleBuAle: Из книги "Церковь и современность. Вопросы и ответы." Жестко, но честно. 113. Какой смысл имеет освящение священнослужителем, назовем это так, "мирских процессов"? Освящение офиса. Освящение завода. Освящение строительства дома. Ведь освящение - это не просто какой-то магический обряд! Если говорить правду, то по большей части освящение «мирских процессов» имеет исключительно меркантильный смысл. Заказывающие освящение относятся к нему, как к чистой воды магии в «традиционной» упаковке, считая, что коль скоро оно совершится, то дела в освящённом офисе, заводе, магазине, банке etc. пойдут лучше, прибыли будет больше, всяких неприятных случайностей меньше, и т.д. Кроме того, всё это стало сейчас «модно». Принимающий заказ батюшка, в свою очередь, должен содержать многочисленную семью, и всякая такая треба – ощутимое подспорье в его семейном бюджете, поэтому не всегда он может и хочет проводить катехизическую беседу с заказчиками для уяснения последними смысла самого чина освящения... Действительно, освящение чего бы то ни было не есть магический обряд. Смысл этого церковного чина в том, что человеку через освящение его жизненного пространства посылается помощь Божия – ограждение от демонических сил для лучшего исполнения заповедей Божиих и жизни во Христе. Самое существенное, главное, то, для чего освящение и совершается – именно это последнее: жизнь во Христе и исполнение Его заповедей. Увы, 99% всех освящений совершенно не имеют это в виду. Машину освящают, чтобы не разбилась в ДТП, квартиру – чтобы не обворовали, о рабочем месте сказано выше... спросите всех этих освящающих своё имущество людей о Христе – они и не поймут, что это вы такое им говорите... Тем самым церковный чин открыто профанируется, на Церковь ложатся справедливые нарекания, а пастыри как-то не особо усердствуют проповедовать подлинное церковное учение об этом предмете... 115. Правильно ли, что церкви (не все, но многие) выставляют "ценник" на проведение таинств и служб? Меня это коробит. Я крестила ребенка в сельской церкви, где даже свечи выложены свободно, и в ящичек каждый опускает пожертвования, сколько считает нужным. Не только Вас это коробит. Святейший Патриарх Алексий неоднократно на епархиальных собраниях духовенства Москвы указывал на недопустимость выставления таксы на требы. Несомненно, совершать Таинства и церковные чины за деньги – это абсолютное безобразие. Во многих московских храмах требы совершаются бесплатно, а прихожанам предлагается добровольно жертвовать столько, сколько они сочтут нужным – и такие храмы отнюдь не беднеют. Что касается цен на свечи и книги в церковных лавках, то храмы закупают их по фиксированной цене, и, следовательно, если при продаже на них выставляется ценник, то это лишь свидетельство включённости храма в общие для всех экономические отношения. Свечи, в отличие от Таинств, не являются (вопреки тому, что думает об этом большинство людей) необходимой принадлежностью христианской религии, следовательно, у кого нет возможности купить даже самую маленькую и дешёвую свечу (что, вообще-то, очень маловероятно), тот ничего не теряет; а если он восполнит невозможность «поставить свечку» искренней сердечной молитвой, то даже и приобретает. 116. Чем является распространение предметов религиозного назначения в церковной лавке - торговлей, пожертвованием или чем-то иным? Смотря какие предметы. Таинства и требы категорически не должны быть предметом торговли, об этом мы сказали в предыдущем ответе. Свечи по своему назначению есть именно пожертвование; некоторое смущение здесь может быть в фиксированной цене на свечи, но это объясняется экономическими соображениями. С книгами сложнее. Есть ряд книг – Новый Завет, объяснение богослужения, катехизическая литература – которые, на мой взгляд, должны распространяться бесплатно. Прочие же книги, а также всякие ювелирные крестики и проч. есть именно предмет торговли, ибо в храме служат не бесплотные ангелы, а живые люди, да как правило имеющие большие семьи, и им тоже нужно что-то кушать, где-то жить и т.д., – чему и служит доход, получаемый от церковной лавки. 123. У меня возник вопрос по поводу украшения церкви. Вот мне лично не очень нравится, когда храм слишком пышно, помпезно, дорого выглядит. Христианство ведь изначально было религией бедняков. Мне странно видеть людей, просящих на улице денег на восстановление храмов. Неужели это так необходимо? Главное, по моему мнению, чтобы кротко было, чисто, без этого "королевского размаха". Пышность и благолепие храма не просто так существует; они символизирует духовную красоту Царства Небесного. Украшение храмов на Руси всегда считалось делом благочестивым, и большинство храмов строились и украшались на народные, пожертвованные деньги. Другое дело, что в контексте нашей эпохи, когда существует большое социальное расслоение, когда в Церкви наличествует миллион проблем, требующих вложения материальных средств, в убранстве храмов обязательно должна быть мера, чувством которой, к сожалению, не всегда обладают жертвователи и церковные деятели, от которых зависит распределение материальных средств. 124. Почему, несмотря на то, что строится так много храмов, они богато украшаются, вкладывается в Церковь очень много денег со стороны и государства, и общественных организаций, и предпринимателей, а отдачи мало? Церковь стремиться вобрать все только в себя. Почему так мало социальной работы? Здесь нужно учитывать две важные вещи. Во-первых, наша Церковь совершенно не имеет навыка самостоятельной социальной работы. Православная Церковь её никогда не вела. 1700 лет она существовала в условиях «симфонии» с государством, когда государство брало на себя всю заботу о социальной сфере жизни. В советские же 70 лет и речи не могло идти о какой-то внехрамовой деятельности Церкви... Сегодня Церковь только-только освободилась от тяжкого гнёта; ей нужно время, чтобы осознать и осуществить одну из евангельских церковных задач – активное вспоможение нуждающимся. Во-вторых, здесь, конечно, присутствует нравственный момент, связанный с состоянием современного общества. Гораздо легче привлечь спонсорские деньги на что-то одноразовое и видимое – на строительство храма, сооружение иконостасов, наборов колоколов, золочение куполов и т.п., чем изыскивать средства на постоянную, кропотливую и малозаметную церковную работу – образовательную, молодёжную, социальную. Сами церковные работники порой находят большее понимание и расположение начальства, когда они занимаются восстановлением и украшением храмов, чем когда они отдают силы на неблагодарную, не приносящую материальной отдачи пастырскую деятельность. Главное же – что в нашем обществе уже нет традиции бескорыстно помогать людям; жёсткий прагматизм порой проникает, увы, и в церковную среду. 125. Считает ли Церковь богатство грехом? Если да, то почему в самой Церкви так все пышно? Почему священнослужители ведут весьма небедную жизнь, многие из них ездят на иномарках и т.д.? Церковь не считает само по себе богатство грехом. Грехом является нехристианское распоряжение богатством. Правда, наличие богатства – вещь небезопасная: оно даёт немало соблазнов и поводов грешить и стать чёрствым, равнодушным к нуждам других человеком; поэтому Евангелие предостерегает: трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Трудно, но не невозможно: если богатые будут благотворить, богатеть добрыми делами, будут щедры и общительны (1 Тим. 6, 16), то их богатство может принести и самим его обладателям, и другим людям много доброго. Почему в Церкви так пышно? Выше я уже частично ответил на это. Но нельзя сказать, что в Церкви пышно так-таки уж и всё. В больших городах, где «крутятся» большие деньги – да, бывает пышно. Но если поездить по стране, то большинство храмов отнюдь не могут похвалиться не только пышностью, но даже и минимальной благоустроенностью. Небедная жизнь священнослужителей? опять же, в больших городах настоятели и клирики центральных храмов, действительно, имеют определённый, бывает, что и немалый, достаток. Но в основном священники живут ровно такой же жизнью, как и большинство народа. Что касается иномарок – да, многие священники ездят на иномарках. Но иномарка иномарке рознь. Похвастаться дорогими иномарками могут единицы из священников; а цены на подержанные иномарки бывают даже и ниже, чем цены на продукцию нашего замечательного отечественного автопрома; и совершенно непонятно, почему священник, имея возможность купить за определённые деньги машину хорошего качества, должен в угоду любящим смотреть в чужой карман покупать за те же или даже большие деньги автомобиль гораздо хуже.

Ответов - 11

Юродивый: 113 анекдот. Батюшка и бизнесмен. - Батюшка освятите машину. - С какой целью? - Что бы Господь хранил. - А сам ты хранишь себя, исполняешь ли заповеди? - Да как вам сказать, вроде бы стараюсь. - Хм, старается… Вижу как ты стараешься, все только о прибытке помышляешь! Хочешь от Бога откупиться или купить Его? Не нужны ни Ему, ни мне твои деньги! Иди, исполняй заповеди – это и будет тебе освящением. А то ишь чего захотел: железку освятить, робот несчастный. Может тебе и офис и квартиру "почистить", глядишь, благодать на тебя снизойдёт..., а может тебе ещё и слово назидательное сказать, но поймёшь ли ты жалкий язычник, да и времени у меня на тебя нет, пора молитвенное правило читать!

Генрикус Инститорис: AleBuAle пишет: спросите всех этих освящающих своё имущество людей о Христе – они и не поймут, что это вы такое им говорите... Какие все скудоумненькие... таких, впрочем, и просвещать - только время терять.

Юродивый: 155 Если бы Святейший Патриарх Алексий не только неоднократно на епархиальных собраниях духовенства Москвы указывал на недопустимость выставления таксы на требы, но и сделал епархиальный налог также добровольным и посильным, цены бы не было этой инициативе. Игумен Пётр пишет: Свечи, в отличие от Таинств, не являются (вопреки тому, что думает об этом большинство людей) необходимой принадлежностью христианской религии Долой свечи! Они «не являются необходимой принадлежностью христианской религии», видно их придумали попы, что бы обогащаться!


Юродивый: Игумен Пётр пишет: Свечи по своему назначению есть именно пожертвование; некоторое смущение здесь может быть в фиксированной цене на свечи, но это объясняется экономическими соображениями. Недоговаривает, себестоимость свечи раз в десять дешевле её розничной цены. Что же это за "экономические соображения"? Игумен Пётр пишет: в храме служат не бесплотные ангелы, а живые люди, да как правило имеющие большие семьи, и им тоже нужно что-то кушать, где-то жить и т.д., – чему и служит доход, получаемый от церковной лавки. Хорошо. Но речь должна идти не только о том, чтобы покушать супчик, но и о содержании, а то и строительстве храма, на что одних приходских пожертвований не достаточно. Выручают, как это ни странно, "непровсещённые" бизнесмены. Игумен Пётр: Другое дело, что в контексте нашей эпохи, когда существует большое социальное расслоение, когда в Церкви наличествует миллион проблем, требующих вложения материальных средств, в убранстве храмов обязательно должна быть мера, чувством которой, к сожалению, не всегда обладают жертвователи и церковные деятели, от которых зависит распределение материальных средств. А когда не было "большого социального расслоения"? Проблемы были всегда, а храм, Евхаристия - основа их решения. Кто установит меру убранства храма, скупость настоятеля? Если вам нужна "дешёвая" церковь - это, пожалуйста, к протестантам или в дремучие леса.

AleBuAle: Юродивый пишет: Если бы Святейший Патриарх Алексий не только неоднократно на епархиальных собраниях духовенства Москвы указывал на недопустимость выставления таксы на требы, но и сделал епархиальный налог также добровольным и посильным, цены бы не было этой инициативе. Я так понимаю, ты обвиняешь Патриарха в лицемерии? С одной стороны, установил непомерные налоги, с другой - пытается обелиться в глазах общественности... Далеко ты пойдешь... Юродивый пишет: Если вам нужна "дешёвая" церковь - это, пожалуйста, к протестантам или в дремучие леса. За столько лет ничего нового не придумали, все то же....

Юродивый: AleBuAle пишет: Я так понимаю, ты обвиняешь Патриарха в лицемерии? Упаси Господь! Я оперирую фактами. Здесь недоговаривает игумен Пётр, упрощая проблему, поэтому я его дополнил. Почившего патриарха, кстати, обвиняет д. А. Кураев, вас это не возмущает? AleBuAle пишет: За столько лет ничего нового не придумали, все то же.... Кто, протестанты?

AleBuAle: Юродивый пишет: Упаси Господь! Я оперирую фактами. Так ты считаешь должно священство реагировать на слова Патриарха?

Юродивый: AleBuAle пишет: Так ты считаешь должно священство реагировать на слова Патриарха? Слова патриарха носят рекомендательный или поучительный характер, для практического осуществления идей у него есть административная власть. Также нужно заметить, что они сказаны были не для всей полноты РПЦ, а только для Московской епархии.

AleBuAle: Юродивый пишет: Слова патриарха носят рекомендательный или поучительный характер, для практического осуществления идей у него есть административная власть. Также нужно заметить, что они сказаны были не для всей полноты РПЦ, а только для Московской епархии. Думаю, к твоим словам добавить нечего. Знаю я одного деревенского священника, отца шестерых детей - у которого вы не найдете ценников на требы. Так что есть ещё в Самарской области священники, для которых слова патриарха имеют не только "рекомендательный или поучительный" характер. Может, кто ещё таких знает?

Тоша: Юродивый пишет: Если бы Святейший Патриарх Алексий не только неоднократно на епархиальных собраниях духовенства Москвы указывал на недопустимость выставления таксы на требы, но и сделал епархиальный налог также добровольным и посильным, цены бы не было этой инициативе. Быстрее небо со свистом на землю рухнет... AleBuAle пишет: Знаю я одного деревенского священника, отца шестерых детей - у которого вы не найдете ценников на требы. Так что есть ещё в Самарской области священники, "Есть батюшки в русских селеньях, что денег за треб не берут"

Юродивый: AleBuAle пишет: Знаю я одного деревенского священника, отца шестерых детей - у которого вы не найдете ценников на требы. Хотелось бы получить подробную информацию о требной политике на этом уникальном приходе. Дело в том, что в большинстве храмов, и, как правило, там, где служит один священник (настоятель), требоисполнения вне храма (отпевание, освящение, причастие и т.д.) не тарифицированы. Их "оплата" – это добровольное пожертвование. Это распространённая практика. В некоторых материально благополучных приходах, например, Вознесенском соборе, крещение совершается за добровольное пожертвование. В любом случае не стоит делать из этого проблему, если кто-то не найдёт 500 рублей за крещение, ему в таинстве никто не откажет, назвать это коммерцией нельзя.



полная версия страницы