Форум » Православие и мир » Иг. Петр Мещеринов : о крестных и крестниках » Ответить

Иг. Петр Мещеринов : о крестных и крестниках

AleBuAle: Из книги "Церковь и современность. Вопросы и ответы." 229. Я человек неверующий. У моего товарища родился сын и он (товарищ) хотел, чтобы я был крестным отцом малыша. Могу ли я как неправославный быть крестным отцом? Обязан ли я для этого принять христианство? Очень хорошо, что Вы так высоко цените дружбу, что готовы ради неё принять на себя неведомые вам трудности. Но здесь всё же нужно подумать и о себе – дело-то серьёзное... Если Вы не православный, то, конечно, Вы никак не можете быть восприемником младенца при его крещении в Православной Церкви. Если Вы при этом и неверующий, то мысль о принятии христианства только ради того, чтобы Вы формально могли быть крёстным, обличает крайне легкомысленный и не-взрослый подход к делу. Становиться христианином можно только ради себя, если есть вера во Христа и внутренняя потребность соединиться с Ним и обрести в Нём полноту жизни, счастье, мир и бессмертие. Никакие иные соображения здесь не могут быть уважительны. Боюсь, что и Ваш товарищ не понимает, что он хочет делать со своим ребёнком, если он приглашает человека, о неверии которого ему известно, быть крёстным. Смысл крёстного отцовства – отвечать перед Церковью за христианское воспитание своего крестника, а не укреплять товарищеские отношения с Вашим другом. Вы бы сели и обсудили с ним все эти вопросы – зачем делать то, чего не понимаешь, и обманывать себя? 230. Мы хотели бы окрестить нашего сына, скажите, кто может быть крестными родителями? Прежде всего вы сами должны быть верующими людьми, и сознавать, что крестя вашего сына, вы не просто что-то там «делаете», но соединяете его со Христом, и несёте полную ответственность за это как перед Богом, так и перед вашим сыном. В обязанность крёстных родителей входит – поручиться перед Церковью за христианское воспитание ребёнка и помогать родителям осуществлять таковое воспитание. Понятно, что крёстные, во-первых, должны быть зрелыми и опытными христианами, а во-вторых, у них должна быть возможность христиански влиять на своих крестников. Таковы строгие требования Церкви. Исходя из этого, с сожалением нужно сказать, что крёстные в наше время – очевидно устарелый, ставший полностью профанированным, институт. Раньше, когда всё общество было воцерковлено, было естественным становиться крёстными – они, олицетворяя собою полноту церковной общины, восполняли воспитательные труды родителей-христиан. Ныне же большинство родителей – нехристиане, в том смысле, что они живут «как все», по стихиям мира сего, а не по Евангелию. Никаких усилий по христианскому воспитанию они к своим крещёным детям прикладывать не собираются. И крёстных такие родители подбирают не по церковным критериям, а «по знакомству»; так же, как и родители, большинство крёстных не имеют ни малейшего представления, что требует от них церковное действие, на которое они «по дружбе» соглашаются. В этих условиях смысл крёстного отцовства или материнства совершенно извращается: вместо никем не понимаемой сути, то есть церковной общинности, совместного возрастания во Христе и взаимной помощи родителей и крёстных на пути духовного воспитания детей, на первое место в проблемах, связанных с крёстными, выходят разные совершенно внешние вещи, которые будут ярко проиллюстрированы нижеследующими вопросами: 231. У моей сестры близнецы, она хотела бы их окрестить, но возник вопрос: при крещении близнецов в младенчестве крестные должны быть у каждого свои? 232. Может ли родная мать моей крестницы быть крестной матерью моей дочери? 233. Могут ли быть бабушки или дедушки для своих внуков крестными матерями или крестными отцами? 234. Крестные моей дочери вступили в брак, а я слышала, что муж с женой не могут быть крестными родителями. Что делать? 235. Обязательно ли иметь ребенку крестных родителей, ведь крестные должны отвечать за православное, нравственное воспитание ребенка, а таких людей рядом может не оказаться? Видите, сколь серьёзные вопросы... На это может быть только один ответ: всё это совершенно неважно. Все эти внешние дисциплинарные вещи имели смысл, как я уже сказал выше, только в условиях христианского общества, когда они лишь дополняли суть восприемничества. Ныне же напрочь отсутствует именно суть, отсутствует христианская среда. Поэтому совершенно законен и правилен последний вопрос. Сейчас главное для ребёнка – иметь православных родителей. Если они нашли для своей семьи православных же сознательных восприемников, если родители и восприемники есть именно Церковь, община, то есть любящие и помогающие друг другу люди – то это замечательно. А если этого нет, то пытаться «соблюдать» дисциплинарные вопросы при отсутствии внутреннего их содержания только формализует и ещё глубже извращает сегодняшнее христианство.

Ответов - 6

Юродивый: Этот вопрос обсуждался здесь: http://agafon.borda.ru/?1-19-30-00000018-000-0-0-1215886875

AleBuAle: Юродивый пишет: Этот вопрос обсуждался здесь: http://agafon.borda.ru/?1-19-30-00000018-000-0-0-1215886875 А о. Петр в данном ответе все отлично подытожил.

Юродивый: AleBuAle пишет: А о. Петр в данном ответе все отлично подытожил. Что он подытожил? Он выразил своё мнение, которое противоречит канонической традиции. По указанной ссылке это ошибочное мнение было тщательно разобрано. Игумен Пётр идеализирует современный институт семьи и не понимает, из-за рационалистического подхода, природу канонического установления о крёстных.


AleBuAle: Книга представляет собой ответы священника на вопросы, поступившие в катехизическую службу одной из епархий Центральной России. Но, как отметил ведущий презентации, сотрудник ПЦДРМ Юрий Белановский, особенность книги о.Петра в том, что, в отличие от многих книг подобного жанра, она не только отвечает «как надо», но и объясняет «почему». О книге одобрительно отозвались: игумен Иона (Займовский), ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, протоиерей Алексий Гостев, шеф-редактор журнала «Отечественные записки» Никита Соколов, сотрудник Синодальной богословской комиссии, публицист Александр Кырлежев, историк и религиовед Алексей Юдин. Было отмечено, что новая книга о.Петра ? хорошее подспорье для катехизации, «верный путеводитель» для новоначальных христиан, издание, которое можно «спокойно» порекомендовать тем, кто интересуется вопросами веры. О.Алексий особо отметил, что автор книги дает свои ответы «с взвешенной церковной точки зрения, не впадая ни в елейность, ни в дух постмодернизма, ни в излишнюю субъективность и публицистичность». Книга о.Петра «написана из живого церковного опыта», поэтому она «помогает пробудиться» тем людям, которых «устраивает поверхностное пребывание в Церкви», добавил о.Иона. Официальный сайт Русской Православной Церкви http://www.patriarchia.ru/db/text/487377.html

Юродивый: Это общие отзывы, которые не имеют прямого отношения к нашей теме. Александр, может быть, присвоим вашей любимой книге статус богодухновенной и включим её в состав Священного Писания, чтобы отнять у оппонентов право на критику её сомнительных канонических идей.

AleBuAle: За что уважаю я о.Петра - он отвечает на самые неприятные вопросы предельно честно и не скрывает своего лица. Думаю, за этого его уважают многие - потому и публикуются его статьи и книги, и выступает он с лекциями и по радио. И пусть юродивые его критикуют и "опровергают" - это их право.



полная версия страницы