Форум » О любви, браке, семье » Про «это» – православным » Ответить

Про «это» – православным

Александр: Скопирую сюда суждения игумена Валериана (Головченко), так как считаю , что тема весьма актуальна, вызывает горячие споры и является зачастую причиной разводов, к сожалению. Вообще, литературы на тему семьи все-таки не так много и это печально, думаю этот пробел надо восполнять «И ложе нескверно...» (Евр. 13, 4) Про интимную жизнь чаще говорят на исповеди, чем на проповеди. В то время, когда весь мир талдычит о «сексуальной свободе», кажется лишь православные связаны великим «заговором молчания», некой страшной омертой. Может показаться, что, спроси православного, что значит «секс», немедленно услышишь в ответ: «Это цифра шесть по-немецки». Многих удивит, что говорить об этой стороне жизни отважился монах. Причина проста. Газетчики описывают сексуальные похождения знаменитостей на страницах бульварных изданий. И это развлекает толпу. Сексопатологи-фрейдисты проецируют эротические фантазии дедушки Фрейда на весь мир. И мир успокаивается от лести. Гуманисты призывают к разнообразию форм любви. Пока их ребенок не становится жертвой педофила. И даже благочестивые православные супруги в этом вопросе не авторитетны. Они не свободны от личного, субъективного опыта интимных отношений. Лишь опыт монашествующего священника в этой области жизни не личный, а компилятивный. Он как «неиграющий тренер» – знает, как выигрывать, но стоит у кромки поля. На фоне всеобщей развращенности у обывателя складывается впечатление, что православные даже не представляют себе, откуда дети берутся. И считают интимную жизнь чем-то гадким изначально. Да, православное христианское вероучение считает законной одну единственную форму* интимного сожительства – сожительство в венчанном браке. Но это не значит, что призывая быть едиными в главном, православие ограничивает свободу во второстепенном. * Форму, а не позицию. Размышления про «это» Часто доводится слышать приватные суждения по интимным вопросам некоторых «ревнителей благочестия». Рассмотрим их поподробнее и попробуем поразмышлять. Суждение №1. Православные супруги могут заниматься этим только лишь с целью непременного зачатия детей. Если зачатия не происходит, в этом надо горько каяться! Вспоминается один занятный диалог: – Вы курите? – Нет. Затянулся раз – не понравилось. – Пьете? – Попробовал раз – не понравилось. – У вас один ребенок? – А как вы догадались?! Суждение №2. При занятиях любовью нужно стремиться не испытывать никаких эмоций. Желательно даже не любить. Просто совершать свое дело с монотонной размеренностью железных роботов. Грех не в любовном томлении. Грех в окаменелом бесчувствии. Следует заметить, что фригидность и импотенция – это не добродетели, а заболевания. К слову сказать, воздержники – не импотенты. Но речь о полном половом воздержании еще впереди. Суждение №3. Дабы не прельститься телесной красотой законного супруга (супруги), желательно по примеру пуритан совершать все через простыню с отверстием. Лучший способ воспитать в себе маньяка. Не наслаждаться созерцанием красоты своей «половинки», а разворошить собственное больное воображение. Любой сексопатолог познакомит вас с невеселой статистикой – именно из подобных «пуританских» семей выбегали на ночные улицы самые кошмарные маньяки. Там, где ханжеством было попрано естество, начинался противоестественный бред. Суждение №4. Руками друг ко другу не прикасаться. Целовать только в щечку. Слов красивых не говорить. Откройте Библию, перечитайте «Песнь Песней»! Да, аллегорически это изображает Христа и Церковь. А буквальное толкование говорит о нормальных, естественных отношениях мужчины и женщины. Суждение №5. Про романтичную обстановку и ужин при свечах – сразу забудьте! Только дома, только ночью и только в полной темноте. Чтобы святые лики с икон не восплакали от вашего бесстыдства. Если же вы настолько верующие, что не гасите лампад, то взирайте при этом не друг на друга, а на образа. И вымаливайте прощения! Любое дело можно испоганить, доведя до абсурда. Попытки придать своим интимным отношениям вид псевдохристианской духовной мистерии окончательно угробят в отношениях супругов и духовность и сексуальность. Чем, когда и как занимаются супруги наедине – это их глубоко личное дело. И интересует оно не Бога, а любителей смотреть в замочные скважины. «Всё, что венчанные супруги устраивают в своей спальне, грехом не является, даже если это игры в школьников, зайчиков и немецких автоматчиков. Однако, те же игры, совершаемые в одиночку, сразу обретают статус извращения, за которое необходимо приносить покаяние»*. * Густав Водичка. «Тайна старого рецепта». Суждение №6. Если, все-таки, задумали это дело, то непременно прочтите перед началом 3 канона, 5 акафистов и положите по 200 земных поклонов каждый. После этого – чтение 3-х кафизм. Думается, это дело не требует особых чинопоследований сверх обычного ежедневного молитвенного правила. Все остальное уже было однажды прочитано над супругами священником в Таинстве Браковенчания. Совершение земных поклонов до того тоже может испортить радость взаимного общения – потные тела, обоюдная усталость... Суждение №7. Вообще – чем реже, тем лучше! Живите как «брат с сестрой». А вот здесь разговор пойдет особый. Подавляющее большинство святоотеческих рассуждений на эту тему написано монахами. И не просто монахами, а аскетами-пустынножителями, которые писали в первую очередь для монахов. Пустынножители были прекрасно осведомлены о «благочестии», царившем в миру*, а потому цель их поучений – твердое и правильное намерение отвратить новоначальных иноков от всякого интереса к половой жизни. И это им удавалось**. * Вспомнить хотя бы эпизод из жития преп. Марии Египетской. В каких «подвигах» проводили время на корабле паломники по пути в Иерусалим на праздник Креста Господня? ** Аскетическому богословию в то время приходилось нелегко. С одной стороны была мирская жизнь с доставшимися в наследство от античности культом тела и безудержным развратом вакханалий. С другой стороны были гностики, с их гнушением плотью вообще. Часто христианские подвижники подходили в рассуждениях о плоти к самой грани, за которой лежала темная бездна гностицизма. Подходили, хотя и никогда не переступали ее. Невозможно не согласиться с изречением о том, что «монашество и брак не для каждого, а целомудрие для всех». Стоит лишь уразуметь разницу в целомудрии воздержания монаха и целомудрии размеренной половой жизни женатого мирянина. Эта разница весьма существенна. Жизнь супругов в полном воздержании, «как брат с сестрой» – исключение из правила. Этот подвиг сродни юродству, его могут достойно пройти лишь единицы. И то по особому Божьему произволению. Такие вещи не принято афишировать, чтобы не дойти в рассуждениях до гнушения брачным сожительством. Про интимную жизнь православным говорить не принято. Не принято даже рассуждать об этом. Во всяком случае, многие почему-то именно так считают. Бывают ли у православных людей проблемы связанные с интимной жизнью? Бывают. Их можно скрывать, по-страусиному уткнув голову в песок. А можно решить. Но где православному получить ответы о самом сокровенном? Пойти к сексопатологу-фрейдисту и узнать от него о пользе разврата? Или все же отважиться на откровенный разговор со своим духовником? Церковью накоплен, с Божией помощью, потрясающий опыт решения всех семейных проблем. И говорить об этом на исповеди стоит без утайки. Супруги всегда желанны друг для друга. Лишь ради подвига воздержания периодически уклоняются они от сожительства. И то, лишь по обоюдному согласию*. И когда старушка жалуется на исповеди, что ее старичок до сих пор «пристаёть» к ней, то можно лишь порадоваться об их союзе. Прожив в венчанном браке всю жизнь, она до глубокой старости осталась единственной и неповторимой, всегда желанной для своего супруга. Наверное, у Авраама и Сарры было также. * См. 1 Кор. 7, 5. Перечитайте всю 7-ю главу. Вообще-то, христианское отношение к интимной жизни прививается с раннего детства. С неофитской ревностью новоиспеченные прихожане рассказывают своим детишкам басни про аистов и капусту. Проще говоря, лгут. Прочитав несколько «душеполезных брошюр», с рвением телевизионной комсомолки-активистки, они готовы кричать на весь мир: «У нас в Советском Союзе секса нет!» Когда же ребенок пытается открыть им тайну своего рождения, давно разгаданную пацанами во дворе, делают страшное лицо и грозят карой Небесной. Как будто карами вольны распоряжаться. А вопросы остаются без ответов. В недоумении ребенок старается постичь секреты родительского молчания: «Может папа с мамой настолько глупы, что не знают как это? Может я подкидыш? А может, мне просто постоянно врут?» Как правило, последнее утверждение принимается чаще. И, как результат, с детских лет теряется доверие к родителям вообще. Случайно застав папу с мамой в спальне в самый неподходящий момент, вдруг понимаешь, что «не этим людям запрещать мне ковыряться в носу»! В старину не было лучше. Было понятнее и проще. Малышня, независимо от пола, мылась в бане с матерью. И не сильно комплексовала по поводу физиологических отличий между мамой, братом и сестрой. Ничего не выставлялось напоказ. Впрочем, и не скрывалось. Мальчики постарше уже ходили в баню с отцом. Таким образом, разница между «мальчиком, юношей, мужчиной и девочкой, девушкой, женщиной» воспринималась естественно на примере своей родни и не требовала академических изданий или дворовых пояснений. Чуть повзрослев, наши предки подмечали тайны зачатия и деторождения в природе. Одновременно осознавая, что сами мы не «скоты бессловесные». Благо, все тогда ходили в Церковь и понимали разницу между человеком и скотом. Сейчас все изменилось. Умные дяди и тети из газет и телевизоров быстро объяснят, что развращенность это хорошо, а извращения забавны. Не забыв указать, что все это естественно*, и существует даже у зверей. Забудут лишь добавить, что люди – не звери. * Подчеркивая «естественность» извращений, забывают сообщить о том, что это «естественность» падшего мира. После грехопадения прародителей мир изменился. И отнюдь не в лучшую сторону. Пострадала вся тварь, извратив свое естество. Пережившее сексуальную революцию человечество в животном ужасе шарахается от монахов. Успевая прокричать, что половое воздержание противоестественно. В то же время, показывая какого-либо извращенца, не преминут заметить: «Какая утонченная личность! Это сверхъестественно!» Неудивительно – в сегодняшнем мире многое перевернуто вверх тормашками. А когда стоишь на голове, то обращаешь в первую очередь внимание не на лицо собеседника, а на филейные части. Согласиться можно лишь в одном. Воздержание от интимной жизни действительно неестественно. Тот, кто воздерживается добровольно, подчиняя свою плоть духу, возносится над законами естества. Монахи – как бессменные часовые на посту. А часовым запрещается* отправлять даже естественные надобности. Их служение – сверхъестественно! * «Часовому запрещается: ..., отправлять естественные надобности или иным образом отвлекаться от выполнения своих обязанностей, ...» – Устав караульной службы. http://o-val.ru/st/pe.htm

Ответов - 39, стр: 1 2 All

osta: +1. Толковые заметки. ;-)

Ольга: 5 баллов за смелость на самом деле интересные мысли. Особенно, если вспомнить рассуждения некоторых девушек о том, что хорошо бы жить с мужем как с братом.... даже не хочеться прогнозировать последствия для такой семьи....

Ворон: Ольга пишет: Особенно, если вспомнить рассуждения некоторых девушек о том, что хорошо бы жить с мужем как с братом.... даже не хочеться прогнозировать последствия для такой семьи.... Согласен на все 100.


BrainStorm: Не знай. Конечно об этом говорят мало, и с этой стороны такая статья вполне хороша, с другой же стороны есть некоторые моменты. Во первых, я впервые слышу о таких перегибах... Как хорошо что я раньше их не слышал, а тем более не был ими заражен. А во-вторых, аргументы, приводимые автором не железные. Например: А вот здесь разговор пойдет особый. Подавляющее большинство святоотеческих рассуждений на эту тему написано монахами. И не просто монахами, а аскетами-пустынножителями, которые писали в первую очередь для монахов. Пустынножители были прекрасно осведомлены о «благочестии», царившем в миру*, а потому цель их поучений – твердое и правильное намерение отвратить новоначальных иноков от всякого интереса к половой жизни. И это им удавалось**. Этот аргумент достаточно сомнительный. Получается, что отцы писали явное преувеличение (что можно в какой-то степени назвать ложью), чтобы отвратить иноков. Очень сомневаюсь, что это возможно. Очень мало ссылок на Писание, цитат отцов, что, имхо, говорит о недостаточной глубине статьи. Я как-то занимался этим вопросом "в пылу дискуссии" на форуме Благовеста, и нарыл немножко цитат свят. Златоуста: Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естествен-ного пламени (35, 311). Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользовать-ся им, так как не позволяет неистовствовать природе (35, 302). Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в при-стань. Святитель Иоанн Златоуст (38, 194).

Александр: BrainStorm пишет: нарыл немножко цитат свят. Златоуста: Кстати, насчет Златоуста. Лет восемь назад листал какую-то книгу с разными цитатами и там была якобы его цитата о том, что если супруга отказывает супругу в близости и муж согрешил на стороне, бОльший грех лежит на супруге. Сейчас вот только вспомнил. Но с тех пор мне эти слова не попадались и найти не удавалось.

Rooster: Я совершенно не понимаю, почему автор этой очень разумной статьи так оптимистично пишет о возможности разрешения этих проблем на исповеди. "Церковью накоплен опыт..." Церковью-то он, может быть, и накоплен, только вот проявляется ли это в эмпирической действительности современного прихода?

oVal: 2Rooster: Церковью-то он, может быть, и накоплен, только вот проявляется ли это в эмпирической действительности современного прихода? Именно поэтому и говорю об опыте Церкви, а не каждого отдельно взятого приходского священника. И это касается не только вопросов, поднятых в статье. Если священник уже перерос в своем служении "амбиции ревнивой девицы", то его всегда больше заботит духовное здоровье своей паствы, их преданность Христу, а не ему, духовнику, лично. И у священника не возникает проблемы с тем, чтобы честно признаться вопрошающему, что ответа он не знает - и отправить за советом к более опытному пастырю. всегда можно найти священника, который на твои вопросы ответит. Что же касается исповеди, то я говорю вовсе не о пятиминутном общении в скрюченной позе у аналоя. Это может быть и в форме очень продолжительной конфиденциальной беседы за чаем или во время прогулки (хотя завершается всегда по уставному чину Таинства Покаяния, под епитрахилью, перед Крестом и Евангелием).

Rooster: oVal пишет: Если священник уже перерос в своем служении "амбиции ревнивой девицы", то его всегда больше заботит духовное здоровье своей паствы, их преданность Христу, а не ему, духовнику, лично Слово "если" очень точно описывает ситуацию. Мне кажется, дело не только в том, перерос ли священник и т.д, а просто - есть ли ему дело до реальных пасомых, посещающих его службы. По моему опыту, это встречается очень редко.

oVal: есть ли ему дело до реальных пасомых, посещающих его службы. А вот здесь как раз тот случай, когда я не стану расписываться за всех. Хотя на моем пути достойных пастырей встречалось гораздо больше. ИМХО, когда я был совсем молодым и безбородым, один замечательный человек в погонах как-то сказал мне: "Сынок! Держи свой сектор - от того камня до куста! Надо будет - тебе помогут. И сам помоги тому кто слева или справа от тебя. А "через одного" - пусть тебя уже не заботит. И что в штабе удумали - тоже не твоего ума дело. ПРОСТО ДЕРЖИ СВОЙ СЕКТОР!"

Ulia: Вот статью нашла на одном из православных форумов. Что-то здесь, конечно, вполне разумно, но большая часть, на мой взгляд, подтверждает, что никакой свободы у бедного христианина в интимных вопросах нет, а все "низзя" О САМОМ СОКРОВЕННОМ на вопросы отвечает кандидат богословия, выпускник Московской Духовной Академии протоиерей Димитрий Моисеев. У Бога мелочей не бывает. Как правило, за тем, что человек считает неважным, второстепенным частенько прячется дьявол… Потому тем, кто желает духовно совершенствоваться необходимо с Божьей помощью навести порядок во всех сферах своей жизни, без исключения. Поэтому на вопросы, чему и как учиться, а то «учение – свет, а неученых – тьма», мы попросили ответить преподавателя Калужской Духовной семинарии, кандидата богословия, выпускника Московской Духовной Академии протоиерея Димитрия Моисеева. - Интимные отношения в браке важны для христианина или нет? - Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. - все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна. - В какие дни православным христианам нельзя иметь близость? - Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений. - А что касается воздержания в среду, пятницу, воскресенье? - Да, накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожёны будут близки. - Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка или для удовлетворения? - Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, неразумно. - Я как-то прочитал в православной книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и говорит: «Воля Божия для вас, чтобы вы имели много детей». Можно ли так духовнику говорить, действительно ли это была воля Божия? - Если духовник достиг абсолютного бесстрастия и видит души других людей, как Антоний Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю, такому человеку закон не писан. А для обычного духовника есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли. Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами, во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28 декабря 1998 года, который лишний раз напомнил духовникам об их положении, правах и обязанностях. Следовательно, священник может порекомендовать, но его совет не будет обязательным для исполнения. Тем более, нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго. - Значит, церковь не призывает супружеские пары быть обязательно многодетными? - Церковь призывает супружеские пары быть Богоподобными. А многодетность или малодетность – это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни. - Существуют ли границы допустимости в интимных отношениях у православных? - Эти границы диктуются здравым смыслом. Извращения, естественно, осуждаются. Тут, я думаю, данный вопрос близко подходит к следующему: «Полезно ли для верующего с целью сохранения брака изучать всевозможные сексуальные техники, приемы и прочие знания (например «Камасутру»)?». Дело в том, что основой супружеской близости должна быть любовь между мужем и женой. Если ее нет, то никакая техника в этом не поможет. А если любовь есть, то никакие приемы здесь не нужны. Поэтому, для православного человека заниматься изучением всех этих техник, я считаю, бессмысленно. Потому что наибольшую радость супруги получают от взаимного общения при условии любви между собой. А не при условии наличия каких-то практик. В конце концов, любая техника надоедает, любое удовольствие, не сопряженное с личным общением, приедается, и потому требует все большей и большей остроты ощущений. И эта страсть бесконечна. Значит, стремиться нужно не к совершенствованию каких-то техник, а к совершенствованию своей любви. - В иудаизме в близость с женой можно вступать лишь через неделю после ее критических дней. Есть ли что-то подобное в православии? Разрешается ли мужу в эти дни «прикасаться» к жене? - В православии не разрешается супружеская близость в сами критические дни. - То есть это является грехом? - Конечно. А что касается простого прикосновения, то в Ветхом Завете – да, человек, прикоснувшись к такой женщине, считался нечистым и должен был пройти процедуру очищения. В Новом Завете ничего подобного нет. Человек, прикоснувшийся к женщине в эти дни нечистым не является. Представляете, что бы произошло, если человек, проехавший в общественном транспорте, в автобусе, битком набитом людьми начал бы разбираться, к кому из женщин прикасаться, а к кому – нет. Это что же, «кто нечист, поднимите руку!..», - или как? - Можно ли мужу иметь интимные отношения с женой, если она в положении и с медицинской точки зрения ограничений нет? - Православие не приветствует такие отношения по той простой причине, что женщина, находясь в положении, должна посвятить себя заботе о будущем ребенке. И в данном случае нужно какой-то конкретный ограниченный срок, а именно 9 месяцев, постараться посвятить себя духовным аскетическим упражнениям. По крайней мере, воздерживаться в интимной сфере. Ради того, чтобы уделить это время молитве, духовному совершенствованию. Ведь период беременности очень важен для становления личности ребенка и его духовного развития. Не случайно еще древние римляне, будучи язычниками, запрещали беременным женщинам читать неполезные с нравственной точки зрения книги, посещать увеселения. Они прекрасно понимали: душевное устроение женщины обязательно отражается на состоянии ребенка, который находится у нее во чреве. И зачастую, например, мы удивляемся, что ребенок, рожденный от некой матери не самого нравственного поведения (и оставленный ею в роддоме), попадая впоследствии в нормальную приемную семью, тем не менее, наследует черты характера своей биологической матери, становясь со временем таким же развратным, пьяницей и т.д. Вроде бы видимого влияния не было. Но не надо забывать: он целых 9 месяцев находился в утробе именно такой женщины. И всё это время он воспринимал состояние ее личности, что и наложило отпечаток на ребенка. Значит женщине, находящейся в положении, ради малыша, его здоровья и телесного, и духовного, необходимо всячески беречь себя от того, что, может, и допустимо в обычное время. - У меня есть друг, у него многодетная семья. Ему было очень тяжело как мужчине воздерживаться девять месяцев. Ведь беременной женщине неполезно, наверное, даже ласкать собственного мужа, так как это все равно отражается на плоде. Что делать мужчине? - Здесь я говорю об идеале. А у кого какие немощи – есть духовник. Беременная жена – не повод заводить любовницу. - Если можно, вернемся снова к вопросу об извращениях. Где та грань, которую нельзя переходить верующему человеку? К примеру, я читал, что с точки зрения духовности оральный секс вообще не приветствуется, да? - Он осуждается как и содомские отношения с женой. Рукоблудие также осуждается. А что в границах естественного – можно. - Сейчас у молодежи в моде петтинг, то есть рукоблудие, как вы сказали, это же грех? - Конечно, это грех. - И даже между мужем и женой? - Ну, да. Ведь в данном случае здесь речь идет именно об извращении. - Можно ли во время поста мужу и жене заниматься ласками? - Можно ли во время поста нюхать колбасу? Вопрос того же самого порядка. - Не вреден ли для души православного эротический массаж? - Думаю, если приду в сауну, и десяток девушек мне будут делать эротический массаж, то моя духовная жизнь в таком случае будет отброшена очень и очень далеко. - А если с медицинской точки зрения, врач прописал? - Объяснить я могу как угодно. Но что допустимо с мужем и женой, то непозволительно с посторонними людьми. - Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть? - Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие. - Знаю одну верующую пару. У них такие обстоятельства, что когда они встречаются после долгой разлуки, то в день могут несколько раз «этим» заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки зрения? Как вы считаете? - Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих людей. Строгой нормы нет. Человек сам должен понять, что для него на каком месте находится. - Важна ли для христианского брака проблема сексуальной несовместимости? - Думаю, важна все-таки проблема психологической несовместимости. Всякая другая несовместимость рождается именно из-за этого. Понятно, что какого-то единения могут достичь муж и жена только при условии подобия между собой. В брак вступают изначально разные люди. Не муж здесь должен жене уподобиться и не жена мужу. А и муж, и жена должны постараться уподобиться Христу. Только в этом случае будет преодолена несовместимость, как сексуальная, так и любая другая. Однако, все эти проблемы, вопросы данного плана возникают в светском, секуляризованном сознании, которое духовную сторону жизни даже не рассматривает. То есть не предпринимаются попытки решить проблемы семьи путем следования за Христом, через работу над собой, исправления своей жизни в духе Евангелия. В светской психологии такого варианта нет. Отсюда-то и возникают всякие остальные попытки решить эту проблему. - Значит, тезис одной православной христианки: «Между мужем и женой в сексе должна быть свобода», - не верен? - Свобода и беспредел – разные вещи. Свобода подразумевает выбор и, соответственно, добровольное ограничение для своего сохранения. Например, для того, чтобы продолжать оставаться свободным необходимо ограничить себя Уголовным кодексом, дабы не попасть в тюрьму, хотя теоретически я и свободен нарушить закон. Также и здесь: поставить во главу угла наслаждение процессом – неразумно. Человеку рано или поздно приестся всё возможное в этом смысле. И что тогда?.. - - Медики пишут, что женщине воздерживаться значительно труднее, чем мужчине. Они даже говорят, что это вредно для ее здоровья. И старец Паисий Святогорец написал, что у дам из-за этого развивается «нервность» и прочее. - Я в этом усомнюсь, потому что есть достаточно большое количество святых жен, монахинь, подвижниц и т.д., которые практиковали воздержание, девство и, тем не менее, были преисполнены любовью к ближним, а отнюдь не злобой. - А для физического здоровья женщины это не вредно? - Они ведь жили тоже достаточно большое количество лет. Я, к сожалению, не готов с цифрами в руках подойти к данному вопросу, но такой зависимости нет. - Общаясь с психологами и читая медицинскую литературу, узнал, что если у женщины с мужем сексуальные отношения не налажены, то у нее очень большой риск гинекологических заболеваний. Это у медиков – аксиома, значит, она неверна? - Я бы поставил это под вопрос. А что касается нервности и прочих таких вещей, то психологическая зависимость женщины от мужчины больше, нежели у мужчины от женщины. Потому что еще в Писании сказано: «К мужу будет влечение твое». Женщине труднее быть одной, чем мужчине. Но во Христе все это преодолеваемо. Игумен Никон Воробьев очень хорошо об этом сказал, что женщина имеет более психологическую зависимость от мужчины, чем физическую. Для нее не столько важны сексуальные отношения, сколько факт наличия мужчины близкого, с которым можно общаться. Отсутствие такового слабым полом переносится труднее. И если мы не будем говорить о христианской жизни, то это может привести к нервности и прочим сложностям. Христос способен помочь человеку преодолеть любые проблемы при условии правильной духовной жизни человека. - Можно ли иметь близость жениху и невесте, если они уже подали заявление в ЗАГС, но официально еще не расписаны? - Как подали заявление, так могут и забрать. Все-таки брак считается заключенным именно в момент регистрации. - А если, допустим, свадьба через 3 дня? Я знаю много людей, которые на эту удочку попались. Распространенное явление – человек расслабляется: ну что там, через 3 дня свадьба… - Ну, через три дня Пасха, давайте праздновать. Или в Великий Четверг кулич пеку, дай-ка я его поем, все равно через три дня Пасха!.. Пасха-то будет, никуда не денется… - Близость между мужем и женой разрешается после регистрации в ЗАГСе или лишь после венчания? - Верующему человеку, при условии того, что веруют оба, желательно дождаться венчания. А во всех других случаях достаточно регистрации. - А если они расписались в ЗАГСе, но потом имели близость до венчания, является ли это грехом? - Церковь признает государственную регистрацию брака… - Но им надо каяться в том, что они до венчания были близки? - Вообще-то, насколько я знаю, люди, озабоченные данным вопросом, стараются не делать так, что роспись сегодня, а венчание – через месяц. - И даже через неделю? У меня есть друг, он ходил договариваться о венчании в один из обнинских храмов. И ему батюшка посоветовал разнести роспись и венчание на неделю, потому что свадьба – это пьянка, гулянка и так далее. А потом и этот срок перенесся. - Ну, не знаю. У христиан на свадьбе пьянок быть не должно, а у тех, для кого любой повод хорош, пьянка будет еще и после венчания. - То есть разносить нельзя на неделю роспись и венчание? - Я бы не стал так делать. Опять-таки, если жених и невеста – люди церковные, хорошо знакомы священнику, он вполне может повенчать их и перед росписью. Я не буду венчать без справки из ЗАГСа неизвестных мне людей. Но хорошо известных я могу повенчать совершенно спокойно. Потому что я им доверяю, и знаю, что из-за этого ни юридических, ни канонических проблем не будет. Для людей, постоянно посещающих приход, такая проблема, как правило, не стоит. - Являются ли с духовной точки зрения сексуальные отношения грязными или чистыми? - Все зависит от самих отношений. То есть муж и жена могут их сделать чистыми или грязными. Все зависит от внутреннего устроения супругов. Сами по себе интимные отношения нейтральны. - Как и деньги нейтральны, правильно? - Если деньги – изобретение человеческое, то эти отношения установлены Богом. Людей же такими создал Господь, Который ничего нечистого, греховного не сотворил. Значит, в начале, в идеале сексуальные отношения чисты. А человек способен осквернить их и достаточно часто это делает. - Приветствуется ли стеснительность в интимных отношениях у христиан? (А то, например, в иудаизме многие на свою жену смотрят через простыню, так как считают позорным видеть обнаженное тело)? - У христиан приветствуется целомудрие, т.е. когда все аспекты жизни стоят на своем месте. Поэтому каких-то таких законнических ограничений христианство не дает, подобно тому, как ислам заставляет женщину закрывать свое лицо и т.д. А значит, расписать кодекс интимного поведения христианина не представляется возможным. - Нужно ли воздерживаться после Причастия три дня? - В «Учительном известии» повествуется, как должно готовиться к Причастию: воздерживаться от близости дня дня до и день после. Поэтому три дня после Причастия воздерживаться нет необходимости. Тем более, если мы обратимся к древней практике, то увидим: супружеские пары перед венчанием причащались, в этот же день венчались, и вечером была близость. Вот вам и день после. Если в воскресенье утром причастились, день посвятили Богу. А ночью можно быть вместе с женой. - Тому, кто хочет духовно совершенствоваться, нужно ли стремиться, чтобы телесные удовольствия были для него второстепенными (неважными). Или же нужно научиться наслаждаться жизнью? - Конечно, телесные удовольствия должны быть второстепенными для человека. Он не должен их ставить во главу угла своей жизни. Есть прямая зависимость: чем духовнее человек, тем меньше для него значат какие-то телесные наслаждения. И чем менее духовен человек, тем большее значение они для него имеют. Однако, мы не можем заставить человека, только пришедшего в церковь, жить на хлебе и воде. Но подвижники вряд ли стали бы кушать торт. Каждому – свое. По мере его духовного роста. - Я прочитал в одной православной книге, что, рожая детей, христиане тем самым готовят граждан для Царствия Божия. Такое понимание жизни может быть у православных? - Дай то Бог, чтобы наши дети стали гражданами Царствия Божия. Однако, для этого недостаточно ребенка только родить. - А что, если, например, женщина забеременела, но она об этом еще не знает и продолжает вступать в интимные отношения. Что ей делать? - Опыт показывает, что пока женщина о своем интересном положении не знает, плод к этому не очень восприимчив. Женщина, действительно, может не знать 2-3 недели, что она беременна. Но в этот период плод защищен достаточно надежно. Причем и от того, если будущая мать примет алкоголь и т.д. Господом устроено все премудро: пока женщина не знает об этом, заботится Сам Бог, а вот когда женщина узнаёт… Об этом должна заботиться она сама (смеется). - Воистину, когда человек все берет в свои руки, начинаются проблемы… Хотелось бы закончить мажорным аккордом. Что вы можете пожелать, отец Димитрий, нашим читателям? - Не терять любовь, которой и так мало в нашем мире. - Батюшка, большое спасибо за беседу, которую позвольте закончить словами протоиерея Алексея Уминского: «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в конечном итоге, развода». Пастырь подчеркнул, что основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а если ее нет, то брак — «просто бытовая структура, где женщина — воспроизводящая сила, а мужчина — тот, кто зарабатывает на хлеб».

BrainStorm: Ulia Очень интересная статья. Во многом согласен, но все же несколько странно вот что: То, что прот. Дмитрий, не считает врачей авторитетом - это понятно, я сам им не очень-то доверяю, а с другой стороны он достаточно легко ставит под сомнение слова старца Паисия Святогорца, ничем авторитетным не опровергая его слова и не обосновывая свою точку зрения. Поэтому, имхо, его точка зрения достаточно субъективна, т.к. оснований для такого мнения, приведено не было. Впрочем, я так понимаю, это чуть ли не первая статья, которая достаточно откровенно говорит об "этом", хотя я не со всем могу согласиться (в целом может быть и согласился бы, если бы местами не было так категорично). Мое мнение таково: в идеале - да, можно и отказаться от супружеских отношений, но это для тех кто может вместить. "Извращения" - это уже обратная крайность. Этой крайности уже нужно избегать, т.к. она может свидетельствовать о чрезмерном увлечении страстью. НО я не могу назвать это грехом, т.к. не вижу причин (тем более и "излишества" могут быть разной степени), т.к. супружеские отношения не регламентируются Церковью. Извращения, которые однозначно являются грехом, указаны в Писании: скотоложество, мужеложество и т.п. Другие же "излишества" между супругами, я бы назвал нежелательными, и по-хорошему, имхо, они должны потихоньку уменьшаться (или хотя бы оставаться на одном уровне). Если же они прогрессируют (от легких к тяжелым), значит что-то не в порядке, значит улаждение плоти берет верх над духовным/душевным.

Ulia: Мне категорически не ясен запрет на близость во время беременности (если нет медицинских противопоказаний). Согласно автору статьи, это может негативно сказаться на плоде. Как любовь и ласка супругов может негативно сказаться на их ребенке?! Ведь не порно же предлагается смотреть беременной женщине... Во-вторых, доказано, что приятные ощущения (любые) увеличивают выработку молока, это даже рекомендуется мамам, у которых есть лактационная недостаточность. Так же, как рекомендуется длительное (не менее двух лет) кормление грудью. Подобное воздержание может разрушить любую семью. "Извращения" - тоже очень субъективное понятие, раньше и поцелуи ниже лица (в шею, например), считались чем-то ужасно греховным. Многие вещи в статье вполне разумны: мне понравился упор именно на любовь, на глубину отношений и ответственности друг за друга. Вот что интересно обсудить: автор статьи считает, что как-то оживлять и разнообразить интимную жизнь супругам негоже - мол, если есть любовь, все и так будет хорошо. А мне кажется, что с прошествием лет любовь становится более родственной, что-ли, и интимные отношения могут несколько "орутиниться". Так почему же нельзя привнести живинку? Ведь это делается для любимого супруга, и с целью сохранения романтики и огонька в браке. Или считается, что если влечение начинает угасать - то и Бог с ним, не нужно этого вообще? Кто что думает?

Rooster: Ulia пишет: Мне категорически не ясен запрет на близость во время беременности (если нет медицинских противопоказаний). Да, наверное, и не запрет это, а просто личное мнение. На канонические постановления оратор не ссылается.

Ulia: Мне еще интересно, когда сложились все эти так называемые благочестивые традиции воздержания большую часть года (среды, пятницы, воскресенья, посты, праздники, дни подготовки к Причастию). Когда Церковь в лице разных священников посчитала возможным ворваться в супружеские спальни и составить расписание близостей? Ведь в Евангелии, кроме хорошо всем известных слов Апостола Павла, ничего нет об этом..

Ockam: Вот мне тоже это интересно узнать....

BrainStorm: Ulia пишет: Когда Церковь в лице разных священников посчитала возможным ворваться в супружеские спальни и составить расписание близостей? Ведь в Евангелии, кроме хорошо всем известных слов Апостола Павла, ничего нет об этом..Ну зачем же так категорично? ИМХО, все именно благочестиво и складывалось: благочестивые, чтобы исполнить слова апостола, воздерживались в дни постов. Воздерживались и в ночь перед причастием (есть какое-то постановление). Часто люди причащались на праздники, поэтому "перед причастием" и "перед праздником" несколько уравнялось (хотя качественно не является тождественным)... Все это было постепенно... Священники ориентируясь на благочестивых, рекомендовали вопрошаемым делать благочестиво. И так это стало традицией, почти требованием. Поэтому никто никуда не врывался, все организовалось "из лучших побуждений". А как количество постных дней стало таким, это тоже отдельная история

osta: Обсуждение в Уставе по теме: http://community.livejournal.com/ustav/701275.html Вопрос "про это" Давным-давно в сообществе поднималась тема, какое отношение у Церкви может быть к барьерным средствам контрацепции. А вот такой вопрос не обсуждали: Как относится социальная концепция Русской Православной Церкви к применению супругами афродизиаков, а также средств повышения потенции? Кстати, некоторые исследователи говорят, что средства повышения потенции сейчас занимают второе место среди лидеров по объему продаваемых лекарств в российских аптеках, уступая только активированному углю и некоторым иным лекарственным препаратам для борьбы с похмельем. А третье место занимает настойка боярышника.

Rooster: Ulia пишет: Когда Церковь в лице разных священников посчитала возможным ворваться в супружеские спальни и составить расписание близостей? Хотя такая постановка вопроса может показаться и чрезмерно заостренной, вполне понятна болезненность, подтолкнувшая к такому способу выражения мыслей. Думаю, болезненность эта имеет основания. Одно из них, возможно, такое. Традиции, перечисленные тобой, сформировались в период всеобщей распространенности христианской Церкви. Вспомним, что на Руси роженице по истечении 40 дней после родов читали молитву перед вхождением в храм прилюдно; так же поступали и с супругами, бывшими в предыдущий день в близости. О чем это говорит? Думаю, о том, что данные действия находились в рамках общественных приличий. Сейчас это представить себе совершенно невозможно. Оценивать, конечно, это можно по-разному: от "мы утратили традиции Святой Руси" до "как хорошо, что средневековое мракобесие для нас в прошлом; попытки его возрождения - шаг назад; даёшь любовь по-французски". Просто канонически закреплена самая минимальная часть этих традиций; даже, скажем, "Известие учительное" - рецидив римо-католического сознания, в силу исторического влияния вошедший в быт нашей Поместной Церкви.

Ulia: Вадим, я не очень тебя поняла в силу временной тупости (гормональные изменения на фоне грудного вскармливания ). Шучу. Просто очень хочу поподробнее. Во-первых, "Известие учительное" - что сие? А во-вторых, закреплена ли где-нибудь канонически практика чтения перед входом в храм особой молитвы супругам, бывшим в близости? Если нет, то откуда возникла такая традиция? Была ли она в других (не русских) православных церквах? Почему вообще женщина считается нечистой в послеродовый период (как и во время месячных), а супруги - нечистыми после законного акта? Читала где-то, что ничто естественное не оскверняет человека, и что это пережитки Ветхого завета, почему-то выборочно сохранившиеся (не все же мы соблюдаем по Ветхому завету: свинину едим, покойников касаться не боимся, а тут вот почему-то сохранилось..) Андрей, я согласна, что складывалось-то может и с хорошими намерениями, а вот сложилось как-то совсем уж сурово. И мало того, стало действительно почти требованием. Большинство доступной литературы будет рекомендовать именно такое постоянное воздержание. Акт высшего и таинственного единения супругов превратился в нервозное изучения календаря. Читала книгу одного психолога: к нему на прием привели мальчика, который никак не мог избавиться от одной нехорошей привычки. Врач посоветовал ему предаваться этой своей любимой привычке строго по расписанию каждый день. Привычка очень быстро потеряла привлекательность, стала сначала скучной, а потом просто невыносимой. Не то же ли происходит и с супружескими отношениями, когда в ответ на искренний порыв одного из супругов, другой шустро перебирает в уме дни недели и даты, и говорит: ой нет, сегодня нельзя, а вот завтра - пожалуйста. А супруг-то сегодня настроен, а не завтра!

Rooster: Ulia пишет: Известие учительное - что сие? Известие учительное - это приложение, помещенное в конце Служебника, в котором изложены наставления для священника и диакона относительно совершения богослужений и приготовления к ним. Имеет довольно позднее происхождение (17 век) и базируется во многом на католических источниках. Вот статья о его истории и содержании. закреплена ли где-нибудь канонически практика чтения перед входом в храм особой молитвы супругам, бывшим в близости? Это для меня слишком сложно, не знаю пока. Почему вообще женщина считается нечистой в послеродовый период (как и во время месячных), а супруги - нечистыми после законного акта? Об этом уже было на форуме, по-моему, материал диакона Михаила Першина. Остальное - простор для православной философии.

Ulia: osta пишет: Как относится социальная концепция Русской Православной Церкви к применению супругами афродизиаков, а также средств повышения потенции? Когда у человека голова болит, он же не спрашивает социальную концепцию, пить ли ему анальгин. Так почему, если у мужчины проблемы ТАМ, он должен сомневаться и советоваться с батюшкой...

Rooster: Социальная концепция - это же не батюшка. Да, православие - либеральная конфессия. В католичестве существуют официальные запреты на использование определенных средств прерывания беременности, а также принято послушание официальным решениям Церкви. В православии - либерализм, оборачивающийся произволом отдельных лиц, считающих, что они имеют право говорить от имени Церкви. В противовес этому произволу, конечно, возникает скептицизм по отношению к любым постановлениям и чисто индивуалистический подход к решению проблем. Что мы здесь и наблюдаем.

Ulia: Что касается применения ЛЮБЫХ средств прерывания беременности (не контрацепции, а уже существующей беременности) - здесь, я думаю, все христиане мира единодушны. В отношении к абортивной и неабортивной контрацепции тоже наблюдается согласие, в основных чертах. А уж что касается времени, места и способа выразить любовь супругов друг к другу - это, мне кажется, все же личная территория. А средства для повышения потенции - вообще из другой оперы. Это лекарства, лечащие плохо работающий орган. Не вижу разницы между ухом и органом, который лечит Виагра.

Rooster: Область личных мнений и область церковно регулируемых вещей - немного разные вещи. Мы просто толком не знаем, что регулируется церковными постановлениями, и вместе с тем опыт показывает, что кое-кто от имени Церкви может вмешиваться кое-куда. Отсюда защитная реакция. А ведь всё должно быть по-другому.

Ulia: Вадим, так ведь и правда не знаем, что регулируется... Церковь, кроме социальной концепции, больше нигде на эту тему не высказывалась вроде... получается, она доверяет своим членам в принятии свободных разумных решений, сообразуясь с совестью, и несении за них личной ответственности перед Богом... разве это плохо?

Rooster: Это оценить сложно: хорошо или плохо. Просто мы не знаем ничего практически о корпусе канонических актов Церкви. Соцконцепция на слуху - и нам кажется, что ею всё и исчерпывается. Но неужели это и на самом деле так? Нет конечно. Пост, можно сказать, тоже дан, чтобы его несли сообразуясь с совестью. Однако... Типикон глаголет: кушать то, не кушать это... От такого числа до такого - мясо ни-ни... То же самое и в других областях. Регулируется много чего, просто для нас этот пласт документов под спудом. Может, и к лучшему?

Ulia: А не получится ли так, как было у евреев до прихода Христа, когда был расписан каждый шаг? Человеку как бы отказывается в праве рассуждать, принимать решения... так легче в какой-то мере - сказали так - значит, так. А личность-то зрелая где?

Rooster: Да, эта логика мне видится обоснованной. Нанесу еще пару штрихов. Зрелая светская личность - прекрасное зрелище, если можно так выразиться. На фоне всеобщей инфантилизации таковые рельефно выступают и смотрятся Гераклами, в самом хорошем смысле. Зрелая церковная личность при крайне редуцированной ныне церковности как таковой - вообще вещь из разряда крайних раритетов. Можем ли мы сказать, что среди нас есть зрелые церковно личности?

Ulia: Вадим, мне здесь видится порочный круг. Зрелых личностей действительно меньшинство и в светской, и в церковной жизни (это вполне объяснимо: незрелый светский человек, приходя к вере, становится незрелым церковным человеком). Но отказывая ему в праве учиться на своих ошибках, пытаться рассуждать и принимать самостоятельные решения, ему отказывается в праве взрослеть. Это делается, чтобы якобы уберечь его от ошибок, а в результате его инфантилизм только культивируется. Ведь если ребенку мама всегда говорит, что ему есть, что надеть и в какой кружок пойти, он так никогда и не сможет сделать без мамы ни шагу. Многие сами ищут такого вот тотального руководства, считая это истинным смирением и послушанием.

Ulia: Любопытства ради: Секс в религиях мира Католичество. В раннем католичестве секс считался злом, а сексуальная жизнь в браке была жестко регламентирована: половой акт разрешен только в классической позиции, а все другие позы провозглашены сатанинскими. Кроме того, категорически запрещалось заниматься любовью днем, по средам, пятницам и воскресеньям, в праздники, во время постов, 90 дней до родов и 40 дней после них. Ислам. Секс рассматривается как божественный дар, но заниматься им следует только в браке. Категорически запрещено заниматься любовью во время хаджа и светлое время суток месяца рамадан (но в темное — можно). Анальный секс считается греховным. Сексуальное воздержание не приветствуется: известно, что пророк Мухаммед запретил своему сподвижнику Усману ибн Мазуну практиковать сексуальное воздержание с целью целиком посвятить себя служению Аллаху. Иудаизм. Существует кодекс норм сексуальной жизни. Сексом можно заниматься только в темноте и без полного обнажения. Прерывать половой акт запрещено. Удовлетворение мужем жены обязательно. А лучшее время для исполнения супружеского долга — вечер пятницы. А вот в посты, которых в иудаизме множество, сексом заниматься нельзя. Индуизм. Сексуальная жизнь рассматривается как часть духовной. Большинство брахманов обязаны вступать в брак и регулярно доставлять своей жене удовольствие. Запретов в постели нет, при этом супруги обязаны хранить верность друг другу. Буддизм. Единственная религия, в которой однополая любовь не считается греховной. Для буддиста есть только пять запретов в сексуальной жизни. Секс не должен быть результатом насилия, объектом купли-продажи или вымогательства, не должен нести в себе обмана — нельзя обещать жениться после близости, если не собираешься этого делать. Секс не должен наносить вред здоровью партнеров и не должен быть противоестественным (сношения с животными, трупами и прочее). Взято с http://www.pressa-spb.ru/news/2009/03/19/news_44534.html А еще много любопытного по теме можно найти здесь: http://sexology.narod.ru/chapt615.html Взгляд не православный, очень многое вызывает отторжение, но интересен экскурс в нашу историю.



полная версия страницы