Форум » О любви, браке, семье » Что мешает создать православную семью? » Ответить

Что мешает создать православную семью?

osta: Имхо, интересное размышление психолога ПЦДРМ и катехизатора ПЦДРМ на актуальную тему. "Что мешает создать православную семью? Малыхина Светлана. Юрий Белановский. [more]В общении с молодыми людьми и девушками 20-30 лет нередко слышишь упреки в адрес людей противоположного пола, которые сводятся к обвинению в незрелости, инфантильности, эгоизме, неумении заботиться о себе и близких людях, искренне общаться, открываясь и доверяя друг другу, принимать ответственные решения. Для примера приведем разговор, в котором православный студент отстаивал выстраданное им утверждение, что женщины хуже мужчин. Такой вывод он делал из собственного вполне грустного опыта и, с его слов, из схожих ситуаций в жизни большинства его приятелей. Если верить сказанному, то православные девицы просто-таки издеваются над юношами. Разумеется, речь не идет о тех, что знают только "келью и духовника", а о тех, что вполне активны и молоды. Так вот, было сказано, что именно девушкам ничего не стоит бросить юношу, отказать ему в предложении выйти замуж, хотя все, с точки зрения этого студента наличествовало: и долгие отношения, и кажется, даже любовь. Разбитые сердца православного юношества и привели моего собеседника к выводу о худости женской половины человечества и даже заставили подвести под это "богословскую" базу, основанную на библейском повествовании о грехопадении людей. Можно также привести в пример интернет-дискуссию. Процитируем: "средний православный юноша, как типаж, представляет собой какое-то удивительное сочетание почти демонстративной жажды женского внимания и практически полной неспособности это внимание нормально получить. То есть даже если какая-то девушка готова с ним общаться, он словно испытывает страх нормальных отношений... Очень многие готовы вести с девушками длинные разговоры на любые, особенно на духовные, темы, но как только тема из отвлечённой становится конкретной - марш в кусты, и разговор вянет. Вечная нерешительность, истеричные выходки, упорное избегание хоть каких-то внятных целенаправленных шагов (иногда - наоборот, густое облако бессмысленных поступков и разговоров) и прочие радости жизни инфантильного подростка - вполне нормальное поведение для среднего православного юноши, причём, кажется, это не проходит с возрастом." Эти мнения - показатель того, что православные юноши и девушки подчас испытывают не меньшие, а может быть и большие трудностей в развитии взаимных отношений, и как следствие - при создании семьи, чем их неверующие коллеги. Важнейшим свидетельством недостаточного развития самой системы мужеско-женских отношений среди православных является то, что процент браков в молодежной православной среде тот же, а может быть и ниже, чем среди светской молодежи. Последнее время со стороны Церкви, прежде всего по отношению к православным христианам, развернута не много не мало настоящая пропаганда семейности. Прибавим к этому потенциальную невозможность для христиан добрачного сожительства и тем более блуда и малую вероятность простых зарегестрированных браков. Любой православный родитель стремится ограждить своих детей от соблазна половой невоздержанности И воспитать их для создания семьи. Казалось бы, все это содействует созданию православных браков, и, тем не менее, мы не видим принципиального отличия в семейности молодых среди светской и православной молодежи. Конечно же, среди молодых людей и девушек есть опыт благополучного развития отношений и создания православных семей, но их не так много, как хотелось бы. И наш личный опыт, и опыт наших знакомых говорит, что мужчины и женщины встречаются с трудностями в отношениях в равной степени, и эти трудности нередко связаны с личностной незрелостью тех и других. Однако никто не будет оспаривать, что существует определенная специфика мужеско женских отношений, присущая исключительно православным молодым людям и девушкам. Непросто определить, в чем эта особенность заключается, но мы все же попробуем отметить некоторые аспекты современности. Первое. Подавляющее большинство православной несемейной молодежи - неофиты. Они как бы одели новую для себя, но пока еще чужую одежду, они живут по предложенному "шаблону", по "правилам" и очень часто уверены, что это и есть полнота жизни, пусть даже такая жизнь не совпадает с присущими юному возрасту особенностями, с их личными запросами и желаниями. Многим из неофитов не хватает активности, дерзости, искренности, честности с самими собой, не хватает самостоятельной реализации своих вполне оправданных и законных желаний. Будучи часто личностно незрелыми, инфантильными, молодые неофиты уверенны, что живя "по вере", всего уже достигли, что вера компенсировала все их недостатки (кроме личных грехов), что Бог за них решит многие проблемы, в том числе даст им идеального мужа/жену. Пребывая в такой иллюзии, юноши и девушки не замечают, что недостаточно развиты в психическом, эмоциональном плане, неопытны в жизни, боятся раскрыться другому, даже любимому человеку, панически боятся ответственности и самостоятельности в важных жизненных вопросах. И вне Церкви молодежь такая же, но именно в церковной среде такие молодежные болезни роста становятся более выпуклыми и болезненными. В немалой степени этому способствуют неизжитые еще болезни духовничества (порой требующего от человека отречения от своей воли) и узко понимаемая православная аскетика (порой уничижающая семейную жизнь, как несовместимую с «духовным деланием»). Второе. Отношения между православными юношами и девушками формируются в условиях православной молодежной субкультуры, которая сложилась за время свободного существования Церкви – последние 20 лет. Она, как и полагается, имеет узкие границы и свои мировоззренческие, культурные, бытовые ориентиры, свои стереотипы поведения, свои "законы". Эта субкультура характеризуется малым количеством церковной молодежи, тесностью их социального пространства, малой степенью взаимодействия с окружающим миром. Православная молодежь, как и другие сплоченные каким-либо увлечением социальные группы, живет собственными интересами, взаимным общением, определившимися (в нашем случае единичными и уникальными) местами встреч, досуга, учебы, социального служения. Православной церковной молодежи даже в Москве не наберется и пяти тысяч человек. Замкнутость православной молодежи не позволяет им напитаться идеями современности, осознанно их переработать, противопоставить себя плохому и содействовать укреплению хорошего. Третье. На жизнь православной молодежи очень сильно влияет известное противоречие между светской культурой и образом жизни и церковной традицией. И неверующая молодежь, и церковная в любом случае находятся под влиянием массовой культуры, ставящей во главу угла романтизм, беззаботность, а зачастую и откровенные безответственность и потребительство по отношению друг к другу. Как бы мы не хотели, многие православные юноши и девушки и их родители вполне приемлют уже обычные для общества "модели поведения", которые основаны прежде всего на свободе (зачастую безнравственной и безответственной) принятия решений, и тех социальных стереотипах полового поведения, которые наиболее распространены. Современная культура почти не предлагает адекватных христианству традиций: способов познакомиться, вместе провести время, испытать друг друга до свадьбы, принять решение о создании семьи. То, что существует в современном православии, в свою очередь, очень специфично и ограничено книжными, не имеющими образца в реальности, "аскетическими" традициями. Перед молодежью стоит жесткий выбор: или быть как все или вести образ жизни, приближенный к монашескому. У нецерковных людей "рамки" жизни зависят от личного произволения. Молодые люди, будучи незрелыми, могут и вести себя незрело: не осознавать и, соответственно, не соблюдать границ допустимого в отношениях между полами. Для христиан все это неприемлемо, поскольку мужеско женские отношения невозможны без целомудрия, доверия своему избраннику, взаимного восполнения, ответственности, жертвенности, свободы. У православной молодежи есть вполне традиционные, но в то же время ограниченные по количеству варианты развития отношений между мужчиной и женщиной, по сути, они сводятся к дружбе, совместному служению или созданию семьи. Для современной культуры, для тех моделей создания брака, какие она предлагает - этого крайне мало. Светская культура и общество говорят о семейной жизни как максимуме удобств и выгод и предоставляют очевидный и простой вариант достижения такой цели: до брака необходимо досконально испытать партнера и попробовать совместно пожить. Из культуры и общественных норм давно выветрилось понимание брака как акта веры, как «прыжка через пропасть», как события единственно возможного и необратимого. Общество давным-давно нивелировало этот важнейший жизненный личный выбор, навязывая страх перед ошибкой, воспитывая инфантильность. Окружающая культура дает "модель" поиска, проб и ошибок и говорит, что практика - критерий истины. Церковь же со своей стороны дает высокое богословие, идеалы, каноны, даже пропаганду, но при этом для многих людей неясным остается все то, что может привести, в конечном итоге, к решимости вступить в брак, качественно измениться, стать мужем и женой, прыгнуть через пропасть, доверясь Богу, своему избраннику и себе в разрешении трудностей, опасений и будущих неопределенностей. Четвертое. Необходимо указать и на специфические трудности, возникающие при неблагоприятном развитии отношений между православными юношами и девушками. Если молодые люди встречались, но отношения не сложились, то кто-то из них в большей степени чувствует себя отверженным, обиженным, страдает. Светский человек в такой ситуации может уйти от общения с привычным окружением, сводя его к минимуму, перестав посещать общих знакомых и места досуга, которые перестают быть привлекательными, поскольку вызывают болезненный отклик в душе. В церковной среде также есть соблазн сменить среду общения, но это затруднено из-за невозможности смены храма или прихода, в силу ограниченности круга возможных православных "тусовок", да и уход из церкви невозможен. В то же время крайне трудно, находясь в одной и той же среде, переживать встречи с человеком, значимые отношения с которым составляли счастье недавнего прошлого и несбывшегося будущего, а также общаться с общими знакомыми, знающими о развитии отношений. Перед христианином в такой ситуации встает задача по преобразованию своего отношения к бывшему партнеру. И это требует психологической работы, творчества и силы души, а в некоторых случаях и социальной (дружеской) или профессиональной (психологической) помощи и поддержки. Многое зависит от отношения ближайшего окружения и его способности поддержать страдающую сторону, для которой так же важно несколько смириться и попросить о дружеской и психологической помощи, искренне и честно продолжать общаться. Пятое. Еще одной особенностью современности является противоречие церковных идей и практики семейного воспитания. Дело вот в чем. Декларируемые церковные идеалы семьи и семейной жизни (многодетность, любовь, терпение, послушание, смирение, нестяжание, служение друг другу и т.д.) в повседневной жизни многих семей воплощаются в искаженных вплоть до противоположности формах, воплощаются поверхностно декларативно, формально. Дело не в том, что супруги или родители плохие, а в том, что они не находят в своей душе, в своем опыте возможности реализовать эти идеалы соответственно их высокому и светлому содержанию. Например, желая привести ребенка в храм и приобщить его к богослужению, родители достигают этого через жесткие дисциплинарные требования, систему наказаний, через пренебрежение свободной волей детей. В итоге та молодежь, которая сейчас вступила в возраст решения своих половых стремлений, в большинстве своем не видела в детстве и в церковном окружении примеров семейственности, достойных подражанию, вдохновляющих на создание собственной семьи, не почувствовала вкуса радостной христианской семейной жизни, не соотнесла правильно увиденное и пережитое с идеями и требованиями окружающего мира. Шестое. Отрицательно сказывается на мужеско женских отношениях православных и присущая неофитам идеализация христианской жизни. Новообращенные христиане часто не учитывают, что идеалы православия на деле являются не более чем ориентирами, они не задают структуру личности человека и не гарантируют обретение им необходимого опыта. На практике люди живут так, как они живут, и "выше своей головы" мало кто "прыгает". Неофитствующая увлеченная православием молодежь очень тяжело переживает реалии церковной жизни, в которой, так же как и везде, рвутся отношения между любящими, люди могут обманывать друг друга, часто не оправдывать ожидания, вплоть до неверности и даже измен друг другу. Желающие создать семью годами ждут благочестивого "принца/принцессу на белом коне", посланного Самим Богом, и нередко их чаяния не увенчиваются успехом. Перед многими людьми, прошедшими этап неофитства, без ответа остается важнейший вопрос: создать семью с нецерковным человеком или остаться без семьи. Вместо выводов. Честно говоря, не ясно, что в сложившейся ситуации можно сделать. Да вообще надо ли что-то делать? Очевидно, указанные особенности современности неблагоприятствуют позитивному развитию отношений и созданию семей, однако это не более чем среда и условия в которых вынуждены формироваться христианские семьи. Семья, наверное, самое большое чудо на земле, это то, что выше проблем, то к чему стремится человеческое естество. Семья, как писал протопресвитер Александр Шмеман, "не имеет "цели", она не "прагматична". Она источник, она - та жизнь, из которой вырастают цели". Наверное уместно дать молодым людям совет. Не бойтесь создавать семьи, старайтесь проявить инициативу и взять ответственность, делайте то, что подскажет сердце. Очень важно в наше время знакомиться не только с богословскими и каноническими вопросами о браке, но и обязательно со знаниями современной психологии об особенностях мужчин и женщин, возрастных психологических особенностях и закономерностях внутреннего мира человека, об этапах развития отношений, способах преодоления кризисов, конфликтов. Полезны для будущих супругов наработки практической психологии в области групповой работы. Тут вполне можно найти приемлемые церковью способы и методы, помогающие молодежи целомудренно развивать отношения и испытывать себя и друг друга."[/more] http://belanovskyy.livejournal.com/63064.html

Ответов - 7

AleBuAle: Белановский рулит!

Алексей25: osta пишет: "Что мешает создать православную семью? Ничево.

Vsevolod: Отличная статья. Не в бровь, а в глаз. Алексей25, судя по Вашему "Ничево. " Вы придерживаетесь противоположного мнения. Можете развёрнуто прокомментировать?


Алексей25: Кто хочет создать православную семью тот ее создаст! Больше тут ничево добавить.

Ольга: Алексей25 пишет: Кто хочет создать православную семью тот ее создаст! хм, а логично!

Melini: osta пишет: Что мешает создать православную семью? Это все в нашей голове

osta: Хорошо, когда на все есть простые и готовые ответы, и думать ни о чем не надо.



полная версия страницы