Форум » Обо всем на свете » Достойная старость » Ответить

Достойная старость

Ulia: Ребята, вот задалась я вопросом, как обезопасить себя хоть на йоту от убогой старости, предлагаемой мне моим государством. Вы не думали об этом? Как можно уже сейчас создать себе основу для будущей старости? Копить деньги? Класть их в банк на счет или дома в чулок? Вкладывать в акции? Обзавестись недвижимостью, которую можно будет сдавать? Скупать золото? Что вы слышали о программе государственного софинансирования пенсий? Смысл в том, что в течение ближайших 10 лет вкладываешь в Пенсионный фонд минимум 12 тысяч в год и государство добавляет ровно столько же каждый год. В общем, какие у вас мысли на этот счет?

Ответов - 52, стр: 1 2 All

BrainStorm: Ulia Я думаю, что лучшее вложение - это дети! Остальное - от лукавого. Я серьезно. Можно конечно вкладывать деньги во все что угодно, но Евангелие нам говорит совсем о другом (я о собирании богатства). А наше государство никаких гарантий дать не может. Я думаю НИ ОДИН материальный способ в нашей стране никаких гарантий дать не может. Я не говорю, что думать не надо, думать можно, может быть даже и нужно, но в свою меру. Может быть это легкомыслие с моей стороны, а быть может доверие Богу?

Vsevolod: BrainStorm пишет: Я думаю, что лучшее вложение - это дети! Полностью согласен. Что бы ни происходило с финансовыми рынками, государством, экономикой, социальной сферой, дети (в норме) позаботятся о своих любимых постаревших родителях. Это конечно если дети не вырастут моральными уродами, сдающими стариков на попечение социальных служб - в дом престарелых.

Ulia: Ребят, а мне кажется, что требовать помощи от детей, рассчитывать на нее - нечестно. Да, любой хорошо воспитанный и благодарный ребенок родителей не бросит, но мне хочется независимости, мне кажется, стыдно брать деньги, скажем, у дочери, у которой у самой маленькие дети, жилье в ипотеку и прочее. В общем, помощь детей - это здорово, но уповать только на нее мне как-то не хочется...


AleBuAle: Ulia пишет: В общем, помощь детей - это здорово, но уповать только на нее мне как-то не хочется... На самом деле, социальное обеспечение старости, исторически существует ничтожно малое количество времени - все предыдущие тысячелетия люди всю жизнь трудились и зависели от детей. Думаю, в этом ничего аморального нет, к тому же уровень жизни сейчас неизмеримо выше, чем те же 100 лет назад. Сейчас в Самаре на 1 пенсионера приходится 0.75 трудоспособного, поэтому лично я на государство в этом вопросе нисколько не рассчитываю.

Ulia: AleBuAle пишет: Сейчас в Самаре на 1 пенсионера приходится 0.75 трудоспособного, поэтому лично я на государство в этом вопросе нисколько не рассчитываю. Саш, так я и не собираюсь на государство рассчитывать. Я хочу найти варианты накопления средств, пока я сама в силах, трудоспособна и здорова, чтобы потом было на что жить. Пенсия ничтожно мала, а гарантии, что дети будут иметь лишние деньги, чтобы меня кормить-поить и на курорты возить, нет никакой. Да и детей мы рожаем не для обеспечения себя в старости, а для них самих, чтобы просто были такие вот люди Просто я смотрю по своей ситуации - у нас с мужем пока все средства уходят на нашу семью. Может, когда-то будет по-другому и мы сможем выкраивать что-то и для наших родителей... Конечно, в случае острой необходимости мы найдем чем помочь, но вот рассчитывать, что мои дети будут ежемесячно давать мне определенную сумму, мне как-то странно...

BrainStorm: BrainStorm Я не говорю, что на детей надо рассчитывать, рассчитывать надо на Бога. Надо просто жить Евангельской жизнью, а все остальное приложится. Но если вдруг есть ЛИШНИЕ деньги, то по-Евангельски их бы следовало отдать нуждающимся (ведь именно это называется "собирать сокровища на Небесах"), а если по-маловерному, то лучше вложений в недвижимость и драг-металлы наверное нет. А недвижимость можно сдавать в аренду и помогать нуждающимся (хотя можно и опять куда-то вкладывать, а может и просто тратить :). :)))) Да, забыл сказать, что недвижимость и драг-металлы в нашем государстве тоже не гарантия (мало ли что может случиться: дом рухнет, воры украдут, и т.п.), и Господь может быть такое специально попустит маловерным. Так что, тут дело совести каждого. Ни в коем случае не говорю, что я такой хороший, просто когда денег нет, так легко рассуждать о том, куда их можно потратить.

Ulia: Ну, Андрюшка, ты меня совсем пристыдил Собственно, маловерие, наверное, действительно моя проблема. Но дело не только в этом. Просто я человек деятельный, и мне трудно только уповать на Бога, мне и самой хочется руку приложить. Вот и думаю, как. У меня тоже на данный момент таких денег, на которые можно купить недвижимость или мешок золота нет, я просто перебираю возможные варианты Опять же исхожу из своего опыта. Мои родители всегда помогали моим бабушкам и дедушкам (соответственно, их родителям). И те всегда мучительно стеснялись брать деньги, отбивались как могли и в итоге брали и тратили их на то, чтобы купить что-то опять же детям или внукам. Я уверена, что мне тоже будет стыдно просить денег у детей (или просто ожидать от них). Опыт также показывает, что у меня сейчас нет достаточно денег, чтобы серьезно помогать моим родителям (слава Богу, они пока сами справляются) - значит, не факт, что такие деньги будут у моих детей, чтобы помогать мне. А жить, согласитесь, хочется по-человечески и в старости. Я не говорю об излишествах, но и пахать грядки, чтобы было что кушать, и так на этих дачных грядках и помереть (примеров масса) мне точно не хочется. Опять же, нормально питаться, покупать лекарства, подарки внукам, иметь какое-то увлечение или хобби (а почему нет?) - разве это что-то сверхъестественное? Зубы, простите, вставить нормальные, а не вынимать челюсть в стакан перед сном, вот чего хочется в старости...

BrainStorm: 33 Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам. 34 Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе: довольно для каждого дня беды его. (Матф.6:33,34) Мне кажется этими словами сказано все, что нужно. Я понимаю, что это очень тяжело вместить, но если исполнять волю Божью, я убежден, то все будет наилучшим образом. Впрочем, лучше в Царствие Небесное войти с вставной челюстью, чем с собственными зубами остаться за воротами. И вот еще от Луки: 15 И Он сказал им: смотрите, храните себя от всякого любостяжания, потому что и при изобилии жизнь человека не зависит от его имущества. 16 И сказал им притчу: у одного богатого человека хорошо уродила земля, 17 и он рассуждал сам с собой: "что мне делать, раз некуда мне собрать плодов моих?" 18 И сказал: "вот, что сделаю: снесу мои житницы и построю большие, и соберу туда всю пшеницу и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа, много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". 20 И сказал ему Бог: "безумный, в эту ночь душу твою потребуют у тебя, а то, что ты заготовил, кому достанется?" 21 Таков собирающий сокровища себе, а не в Бога богатеющий. 22 И Он сказал ученикам Своим: поэтому говорю вам: не заботьтесь для души, что вам есть, ни для тела, во что вам одеться. 23 Ибо душа больше пищи, и тело одежды. 24 Подумайте о воронах: они не сеют, не жнут, нет у них ни хранилища, ни житницы, и Бог питает их. Насколько же вы лучше птиц. 25 И кто из вас, заботясь, может к сроку жизни своей прибавить малую меру? 26 Если же вы и самого малого не можете, что заботитесь об остальном? 27 Подумайте о лилиях, как они растут: не трудятся и не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей никогда не одевался, как любая ив них. 28 Если же в поле траву, которая есть сегодня, а завтра будет брошена в печь, Бог так наряжает, то насколько больше вас, маловеры) 29 И вы не ищите, что вам есть, и что вам пить, и не тревожьтесь, 30 Ибо всего этого ищут народы мира. Ваш же Отец знает, что вы нуждаетесь в этом. 31 Но ищите Царства Его, и это приложится вам. (Лук.12:15-31) Не надо заботиться о завтрашнем дне, надеясь, что вот я сейчас поработаю, а на пенсии отдохну, ведь до пенсии можно и не дожить, а может и просто, как периодически бывает в нашей стране, все сбережения сгорят. P.S. Ни в коем случае не имею целью кого-то пристыдить. А в желании материального/земного благополучия нет ничего стыдного, главное, чтобы было не во вред духовному.

Ulia: У меня не получается вот с чем разобраться (кто смог, помогите): где грань между доверием Богу и искушением Его? Не получается ли так: попрыгунья-стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза... а как прикатила зима-то, мы говорим: "Ну что же Ты, Господи, Ты же обещал..." И почему детей мы учим думать о будущем, учиться, чтобы найти потом хорошую работу, всесторонне готовим их ко взрослой жизни, которая будет ПОТОМ, а к старости готовиться не надо? ведь если так рассуждать, то и учиться не надо - а вдруг я не доживу до взрослого возраста...

Барышня-1: Юля, по-моему, у тебя совершенно нормальная забота о своей старости, а не маловерие. Всю свою жизнь я убеждаюсь в том, что когда мне говорят - брось, не хлопочи, все само собой потом устроится, ПОТОМ я как раз жалею, что не похлопотала, когда был такой помысел. Мне кажется, недвижимость и свой бизнес - вот что может как-то скрасить наши закатные денечки :) Это, конечно, не 100%-ный гарант, но там дальше, лет через 20-30 сама увидишь, во что вкладывать, а сейчас тоже зачем сидеть сложа руки. Кто привык всегда о себе заботиться, тот и в изменившейся ситуации придумает, как перераспределить ресуры. Подумать о будущем - это не значит не благотворительствовать сейчас, все хорошо в меру. Я вот очень благодарна своим родителям и бабушкам-дедушкам, что они в данный момент не сидят у нас на шее, так как мы и сами перебиваемся, как и вы, с трудом представляю на данный момент систематическую помощь родителям. По-моему, нужно делать, что в твоих силах, а уж Бог "располагает". Старость, вообще, время смирения во всем, и сладкой она не будет ни у кого, даже у вдовы олигарха. А если мучаешься соотношением своих усилий и воли Божьей, есть хорошая книга на эту тему "Иллиотропион или Сообразование с Божественной Волей" http://pravoslavneei.ucoz.ru/load/pravoslavnaja_literatura_na_kazhdyj_den/illiotropion_ili_soobrazovanie_s_bozhestvennoj_volej_ioann_tobolskij/14-1-0-18 По-моему, Евангелие задает нам вектор всей жизни, в частности, говорит, на Кого нужно в самую первую очередь уповать и куда направлять основные усилия, но не вменяет нам бездеятельность. Вообще, ест ьразные люди - одни привыкли добиваться всего сами, другие живут "по течению", и многие даже неплохо преуспевают в этом. Мне кажется, что если ты из первой категории, бесполезно себя переделывать, нужно и быть такой, какая ты есть - деятельной, но во все вносить евангельское понимание.

Ockam: Барышня-1 пишет: недвижимость и свой бизнес - вот что может как-то скрасить наши закатные денечки :) Поддерживаю, пример из жизни -> вот наши родственники в своё время купили вторую квартиру (была у них такая возможность) сдавали - когда дети учились деньги лишними точно не были, сейчас сын женился и живет там, а в его освободившуюся комнату родители забрали бабушку из деревни (так как она старенькая и следить за деревенским домом ей стало тяжело) P.S. Ну небыло бы у них дополнительного жилья, привет бы сын жену, бабушка из деревни приехала, а у них ещё дети есть... Приблизительная ситуация у одних моих знакомых, забитость квартиры максимальная, жить тяжело, скандалы, обиды

BrainStorm: Ockam Оксан, имхо, этот пример не в тему. В теме обсуждается покупка квартиры не для детей, а для себя (чтобы старость была достойной). Я понимаю, что это с одной стороны реализуется одними и теми же средствами (и в конце, та же квартира все-равно перейдет детям), дело в мотиве. Когда я покупаю квартиру себе, чтобы у меня была достойная старость (зубы целы, на курорты ездить), тогда в случае проблем у детей, то я буду думать "отрывать ли от меня, то что я копил себе", либо отдать детям? Если же я откладываю детям (та же покупка квартиры будет уже в первую очередь предназначаться детям), то вопросов никаких не возникает. Просто, как мне показалось в теме обсуждается именно накопление себе на достойную старость, которое маскируется под "заботу о ближних" (чтобы они на меня не тратились). Юль, ни в коем случае не принимай на личный счет, обсуждаем достаточно важный вопрос, который, я думаю, каждый задает себе (ты просто его озвучила).

Барышня-1: Я вот очень хочу обеспечить себе достойную старость, чтобы спокойно и в свое удовольствие заниматься внуками, водить их на каток, лепить с ними, рисовать и жить с ними на даче (с бассейном и с баней), а не бегать весь по округе в поиске хлеба на 2 рубля подешевле или, еще хуже, бутылок. Крайняя нужда заставляет всю жизнь подчинить жесткой экономии или попыткам заработать (а наша страна ничего лучше предложить старикам не может), а мне хотелось бы в старости помогать детям.

BrainStorm: Барышня-1 Ань, опиши, что есть для тебя "достойная старость", а что есть "недостойная"? И в чем принципиальная разница?

Ulia: Аня, полностью с тобой согласна и разделяю твое видение счастливой старости Андрей, ты прав в понимании того, что речь в моей теме идет именно об обеспечении себе достойной старости, а не о заботе о детях. Поверьте, о детях я и так буду заботиться, буду в них вкладывать и делать для них по возможности все (хотя это тоже спорное понятие: те, для кого делали все, не умеют сами пробиваться в жизни, так что "не навреди", что называется). Просто мне предложили иждивенческую, на мой взгляд, политику - мол, вкладывай в детей, и они тебе на старости лет стакан воды подадут. Вкладывать я буду из любви к ним, а не с расчетом, что они мне воздадут. А в старости я не хочу зависеть ни от кого, хочу иметь свои средства к существованию. Могу объяснить, что для меня достойная старость: 1) полноценное питание (с овощами-фруктами и мясом, а не картошка-макароны-хлеб); 2) возможность купить лекарства; 3) возможность хотя бы раз в 2-3 года отдохнуть в санатории; 4) возможность хотя бы иногда посещать театр, выставку, кино, фестиваль и т.п.; 5) возможность покупать себе более или менее приличную одежду, а не носить до смерти то, что осталось со времен моих последних рабочих лет; 6) и главное: возможность водить внуков в цирк, покупать им мороженое, дарить подарки и тратить время на общение с ними а не на поиск дешевых вариантов, как описала Аня. И еще: возможность не просить у детей денег на еду, лекарства и одежду.

Барышня-1: Андрей, ты знаешь, какие сейчас пенсии? И какой прожиточный минимум? В нашей стране давно идет борьба за то, чтобы пенсии равнялись прожиточному минимуму, но у многих они гораздо ниже (для справки, прожит. минимум 6тыс.). Вот подумай, ка кна 6 тыс. прожить старому больному человеку. Достойная это старость? Это при том, что нам на занятиях по праву соц. страхования прямо говорили - дороиге студенты, не надейтесь на пенсию, к вашей старости вряд ли будет достаточно работоспособных граждан, чтобы стричь с них налоги и платить вам пенсию. Так что сейчас еще ничего, а вот что потом будет...

Ulia: Хотите живой пример? У моей мамы пенсия 3000 рублей. Со всеми надбавками. Мама работала всю жизнь с 17 лет. Так что прожиточный минимум в 6000 - это просто песня для некоторых пенсионеров. Для сравнения - у нас с мужем только плата за квартиру с коммуналкой отнимает около 3500 рублей. И если бы у мамы не было мужа, моего папы, который работает и содержит их и еще помогает нам и старикам-родителям, то можно себе представить, как бы мама жила. А одинокие старики, или те, у кого дети живут в других городах? Так что на Бога надейся, а сам не плошай, я считаю. И думать об этом нужно именно сейчас, пока есть силы.

BrainStorm: Ну честно, я не понимаю, как можно "отложить себе"? Ну вот возьмем, например, такое вложение как квартира. Дети выросли. Работают, завели семьи. Им нужна квартира. Что делать? Отдать им квартиру (которая арендой приносит доход старику, на который он живет) или сказать им: "возьмите ипотеку на 20 лет, т.к. мне тоже нужно на что-то жить" (и они вынуждены будут переплатить в два-три раза)? Или например, сбережения. Ну пусть будет миллион при выходе на пенсию. Этот миллион можно потихоньку тратить, можно жить на проценты... А детям нужен первоначальный взнос на ипотеку. Что делать? Если есть возможность делать сбережения, их надо делать, но рассчитывать, что их откладываешь для себя, имхо, как-то странно. Я за сбережения, за вложения, я скорее недоумеваю о "для себя".

Dr. iBolit навсегда: Барышня-1 пишет: Это при том, что нам на занятиях по праву соц. страхования прямо говорили - дороиге студенты, не надейтесь на пенсию, к вашей старости вряд ли будет достаточно работоспособных граждан, чтобы стричь с них налоги и платить вам пенсию. Так что сейчас еще ничего, а вот что потом будет... Да, похоже это так. Я уже не раз слышал о том, что пенсионная реформа провалилась. Правда чиновники об этом молчат, лишь один раз я что-то подобное от одного из них услышал. Повышение пенсий в этом году носит скорее политический характер для того, чтобы заручиться поддержкой пенсионеров. Ибо денег на это повышение нет. И денежки на это будут браться вовсе не из средств пенсионного фонда, которых уже давно нет.

Барышня-1: Мало того, что реформа провалилась, к нашей пенсии законодательство все равно будет принципиально другое!!! Это как наши родители и деды "попали", в советском союзе было - чем больше работаешь, чтем больше пенсия. Моя бабушка в 2 смены на жел. дороге вкалывала. Потом наступили 90-е. Бац, новое законодательство, новая формула расчета пенсий. Там все так красиво - года множатся на зарплату, вроде и правда, кто больше работал, тот больше и пенсию получит, а на выходе этой формулы - поправочный коэффициент, и всё, все года и двойные смены и работа в тылу и ненормированный график машиниста - вылился в разницу в 500 рублей. И всё законно! В том и беда, что работая сейчас, не предугадаешь, какое законодательство будет к моменту выхода на пенсию. И будет ли пенсия как понятие вообще, потому что пенсия платится из тех денег, которые зарабатывают в данный момент - нашим дедам платят из наших налогов. Андрей, строй 2 квартиры - себе и детям :) А лучше - бизнес. Или такая практика, которая позволяет работать на пенсии, вот у меня родственник, ему под 70, открыл частные бух. курсы, построил уже 2 квартиры, переехал в более дорогой город, у него там 3 офиса, 1 в центре города, штат подчиненных, сам он бодр и меньше всего думает о том, где купить дешевый хлебушек или как встатьв очередь на операцию. Ждет к себе внучку, чтобы училась в вузе и жила у него.

BrainStorm: Барышня-1 пишет: Андрей, строй 2 квартиры - себе и детям :)У меня сейчас двое детей. Уже надо 2 квартиры. А больше детей - больше квартир надо... Эээх... замечтался... А бизнес - это здорово! Бизнес - это не вложение, это труд... Но у бизнеса есть свои обратные стороны, о которых нельзя забывать. Да и не всем дано талантов, чтобы уметь иметь свой бизнес...

Dr. iBolit навсегда: Барышня-1, я вообще когда от знакомых слышу какие-то планы на старость, на долгосрочные кредиты и прочее, обычно говорю: Возьмите нашу историю и перенесите себя на любое время назад. И представьте себе, что такие планы вы строили тогда. А потом отсчитайте годы вперед и посмотрите какие события там были. Много ли у нас таких поколений было? Без потрясений, реформ, войн и прочих неприятностей.

Барышня-1: Да все понятно. В нашем государстве планы строить трудно, кто спорит. Как гвоорил мой бывший начальник: "В России невозможно жить, но легко спасаться". Но просто если кому-то тяжело построить 2 квартиры или у кого-то нет талантов чтобы развивать бизнес, это не значит, что у всех остальных - маловерие. Если человек не забывает о своих близких, о благостворительности, но и о своей старост идумает, это, по-моему, никакое не маловерие, а просто нормальная забота о себе. Вот и все, что я хотела сказать. У меня тоже, может, не будт к старости ни бизнеса ни недвижимсоти, но это не потому, что я такая благочестивая, и думала, что все сложится само, а просто.. не сложилось... буду бутылочки подбирать или макулатуру таскать... что ж поделаешь :)

Барышня-1: Помню читала житие... Свт. Климента Римского, что ли. Там меня поразило, мать его, из благородных, потеряла детей и мужа и в старости просила милостыню. Положа руку на сердце, у кого есть радостное приятие такой возможной воли Божьей о себе?

osta: А мне кажется, что в Писании есть указания на то, что желание сытой и благополучной жизни для себя и своих детей, это не совсем тот путь, который ведет в Царство Небесное: Евангелие от Луки 10 глава В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. 9 Глава Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. 58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. 59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. 60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. 61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. 62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. К слову о том, что если Сам Спаситель не имел, где голову приклонить и так расставлял приоритеты, что пекущийся о домашних и мирских делах неблагонадежен для Царства Небесного. 3 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. 25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? 7 глава 32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. 33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. 34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. 24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. 26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. 18 глава 23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. 24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. 28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. 29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. 2. Матф.11:12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Увы, суровые предупреждения, но, боюсь, никак не получится по поговорке: И рыбку съесть, и на велосипеде покататься, т.е. путем сытой, благополучной, счастливой по мирским понятиям жизни стяжать Царство Небесное. И жития святых этому пример...

Indie: Отличная выборка цитат, сразу остужает желание покопошиться.

Ольга: osta пишет: Увы, суровые предупреждения, но боюсь, никак не получится по поговорке: И рыбку съесть, и на велосипеде покататься, т.е. путем сытой, благополучной, счастливой по мирским понятиям жизни стяжать Царство Небесное. И жития святых этому пример... Я согласна с твоими опасениями, Наташ. Просто что хотелось бы добавить - страх перед будущим естесственен и вполне понятен, и близок каждому из нас. Просто в таких моментах надо быть честным, я думаю. Да, я знаю что порой моя будущность в этом веке меня занимает значительно больше, чем в грядущем... Я по себе только могу судить - забота о дне завтрашнем занимает очень много сил - это забивает голову, заполняет время. Короче, к Богу не приближает. Порой я думаю - я же читаю молитву "Отче наш" - если её сделать своей личной (а иначе зачем молиться), то она - такая короткая - очень тяжела - потому что, если я прошу от себя, то лукавство будет через слово - потому что забыть мне легко, но является ли это прощением, потому что я прошу "дай мне днесь", а думаю за годы вперед - а это уже маловерие По сути как сделать тождественным: "Забота о будущем"="память смертная"?...Ну это, если глобально (а по отношению к Христу местечково не бывает). В принципе мы ежедневно куем свою будущность. А вот в плане накоплений и вложений на "черный день" мне почему-то только вспоминаются разного рода кризисы, которые вытряхивали из населения нашей страны любые накопление - от больших до копеешных... В такие времена все вспоминают фразу "все под Богом ходим". Хорошо, если есть недвижимость в собственности и ничего в жизни не произойдет, что заставит её потерять, говорят ещё хорошо в золото вкладывать - монеты. Мне вкладывать нечего - посему я могу долго печалиться о старости, делу это не поможет

osta: Кстати, хороший способ подумать о старости- работа на госслужбе. У государственных служащих очень хорошие пенсии, и много преимуществ. :) Думаю, и со временем они сохранятся...

Пифия: Не знаю, ребят... У вас самих-то в жизни бывали ситуации, когда действительно негде главы преклонить (кстати, насколько помню, толкуется это выражение не столь прямолинейно). Врагу не пожелаешь, не то что детям. А так-то, да, думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь.

osta: + Я еще думаю вот что. Если у кого-то есть талант заниматься бизнесом, предпринимательством, то, конечно, негоже его закапывать в землю и надо пользоваться им во славу Божию. И, возможно, чем выше ставишь планку своего собственного комфорта и благополучия, тем меньше сил, времени и денег остается на других (пока накопишь денег на квартиры для детей и квартиру (ы) для себя на ренту, положишь счет в банке накопительный...). А христианство, как мне кажется, все же предполагает некоторую аскезу и самоограничение, в пользу ближних.

osta: И вот еще совсем по теме: 6 глава Евангелия от Матфея: 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы. 12 глава Евангелия от Луки: 15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. 16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело - одежды. 24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? 25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? 26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? 27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! 29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, 30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. 32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Тут как бы наоборот призыв, не покупать имения, а продавать... И еще, такая мысль: если бы путь ко Христу был легким и сопряжен с комфортом, то он не был бы узким, а скорее был бы широким. Кто ж не хочет и в этой жизни прожить благополучно, и в Царство Небесное иметь пропуск. Но в Писании сказано: Матф.7:13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Матф.7:14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Ulia: Давайте разбираться. Сначала о Марфе и Марии. Да, Христос похвалил Марию за то, что избрала главное. Но по окончании проповеди все пошли кушать то, что приготовила суетливая Марфа. Значит, то, что не главное, все же совсем отбрасывать не стоит, просто всему нужно отдавать свое место. Теперь об узких вратах и тесном пути. Ну не понимаю я, как собирание бутылок или восседание на шее у детей может стать тем самым кратчайшим путем к святости. Если все такие уж нестяжатели, давайте продадим свои 2-3х комнатные квартиры (у кого есть), вселимся в однокомнатные, а разницу раздадим нищим. А машины - вообще ужасная роскошь, без них тоже можно обойтись. А телевизор с компьютером? Тоже туда же. Что, трудно? Значит, мы и так не идем этими тесными вратами, поэтому лишняя квартира, сдаваемая в аренду, нашей душе не так уж и повредит. Кроме того, притчу о том, чтобы не заботиться о земном и брать пример с воронов, которые не сеют и не жнут, можно истолковаь так, что и работать не надо - живите на подаяние. Но что-то все работают, заботятся о своем хлебе, так почему о хлебе в старости не позаботиться? Мне вообще кажется, что осуждается именно богатство и стремление к нему, застилающее глаза. А я не о богатстве говорю. Давайте посчитаем. 3000 на квартиру, где-то 6000 на еду, и накинем 6000 свободных, на лекарства, одежду, цирк и мороженое внукам. Получается 15000. Кто возьмется назвать богачом человека, живущего на 15000 в месяц? Тем не менее относительно нормальный уровень жизни эта сумма даст. А теперь представьте, что у вас пенсия 3-6 тысяч. Значит оставшиеся 9 тысяч ежемесячно вы будете просить у детей. Нравится картинка? Это из серии "Когда один в доме становится праведником, остальные становятся мучениками".

Ольга: Ulia пишет: Что, трудно? Значит, мы и так не идем этими тесными вратами А кто говорил что идем? И самое интересное и не собираемся )))) osta пишет: Кстати, хороший способ подумать о старости- работа на госслужбе. У государственных служащих очень хорошие пенсии, и много преимуществ. :) "У нашего государтсва карта всегда крапленая, с ним в азартные игры играть не стоит" (с) к/ф Гений Пенсии госслужащих зависят от оклада работающих, а вот их нам и не повышают - целая система надбавок и доплат - и всё для того, чтобы не повышать пенсии...

Настя: Юля, при всем уважении к мнениям ответивших не могу с тобой не согласиться. Мне кажется Евангелие это безусловно вектор но нельзя его максимизировать, иначе это становится утопией что и не отрицается..Думаю мы все, каждый живет в определенном формате, стандарте, и нет ничего грешного в желании по возможности этот стандарт сохранить приемлемыми способами, ведь иначе что - зависимость, скудость приведет нас в Царствие? Не факт. К унынию может привести. У меня знакомая учительница ангийского как оказалось все годы пенсионные занималась репититорством частным за немалые деньги чтобы поддержать сына священника и его большую семью в далеком селе, выгадывала что то с квартирой, сдавала комнаты и тем подкрепляла сына что есть силы. Я думаю что в самом стяжательстве нет ничего зазорного.

7Нитка7: Настя пишет: Мне кажется Евангелие это безусловно вектор но нельзя его максимизировать, иначе это становится утопией что и не отрицается..Думаю мы все, каждый живет в определенном формате, стандарте, и нет ничего грешного в желании по возможности этот стандарт сохранить приемлемыми способами, ведь иначе что - зависимость, скудость приведет нас в Царствие? Не факт. К унынию может привести. К унынию как раз и приводит маловерие, и недоверие к Богу. Чтобы достичь Царства Божьего, нужно жить не частично по Евангилию, а как раз АБСОЛЮТНО, вся жизнь обращена на служение Господу, людям Если нам так не удается жить, то это говорит о НАШЕЙ слабости (у которой нельзя идти на поводу).

Настя: А нашу слабость кто то отрицает? Если Вам это под силу то моно только порадоваться..иначе опять демагогия..

Ockam: 7Нитка7 пишет: жить не частично по Евангилию, а как раз АБСОЛЮТНО У каждого христианина свое понимание как жить по Евангелию, для одного раздать все - это благо, для другого - зло. P.S. Часто наши поступки кажутся благими, только плоды от них оказываются гнилыми.

BrainStorm: Настя пишет: Мне кажется Евангелие это безусловно вектор но нельзя его максимизировать, иначе это становится утопией что и не отрицается..Как нельзя максимизировать? У нас есть опыт святых, которые раздавали имение, неужели они это сделали зазря, т.к. это уже "перегиб"? Сейчас слушаю лекции по Ветхому Завету, и там прозвучала одна мысль: Господь истребил Содом и Гоморру не за грех, а за то, что грех стал нормой. Т.е. есть разница между тем, что грех становится нормой пути назад уже нет, и когда грех осознается, как грех, и есть понимание неправильного делания (покаяние хотя бы на уровне понимания). Евангелие не должно быть недосягаемым идеалом, Оно должно стать для нас жизнью, пусть сейчас нам невозможно сделать некоторые вещи, но мы к ним должны стремиться и понимать, что они вполне осуществимы (и у нас есть примеры святых, которые делали так). А у кого какая мера непосредственно сейчас, это дело каждого. Но надо знать, что это мера лишь промежуточная и призваны мы к бОльшему.

7Нитка7: Настя пишет: А нашу слабость кто то отрицает? Если Вам это под силу то моно только порадоваться..иначе опять демагогия.. Ох, если бы все так было безоблачно и просто, но ведь стремления к жизни с Богом никто не будет отрицать)

Пифия: Давайте и правда определимся, о чем мы говорим. Если о том, стремиться ли к тому, чтобы жить не на 3 и не на 6 тыс. в месяц, а хотя бы на 10 - это одно (т.е. не собирать бутылки и не донашивать сапоги, которые оставили у мусорки). Если о том, чтобы жить хотя бы тысяч на 15 - это другое (т.е. позволить себе самый минимум нормальной жизни, да еще и внукам мороженое купить). Если же о виллах и Карибах - это третье. По-моему, вариант жизни на 3-6 тыс. в месяц практически исключает благочестие, вернее, кому-то это может и по силам, но мне лично очень тяжко будет, собирая мукулатуру и стоя в очереди за соц. питанием жить нормальной духовной жизнью. Если Бог пошлет такое испытание, это Его воля обо мне, но искать самой себе такой крест не буду. Еще на 10 можно как-то перебиваться, но с большим трудом, особенно в свете цен на лекарства. Если второй вариант - тысяч 15 и помощь детям-внукам - он мне ближе, и я не знаю, как его обеспечить при государственной пенсии в 3-6 тыс. и отсутствию большой надежды на детей (которые как и я сама могут быть не таким уж обеспеченными к моменту моего выхода на пенсию), кроме как подготовить какой-то задел на старость. Если про третий вариант - тут уже да, тут вопрос, а надо ли мне оно, или лучше избыток пожертвовать ,и собственно разговор о духовном выборе. А вот при разговоре о том, как обеспечить жизнь "до 15 тыс" никакого духовного аспекта я не вижу, вопрос о прожиточном минимуме, а не о том, что я кого-то обделила или недодала тем, что обеспечила себе такой элементарный уровень. Если говорить в таком контексте, тут уж и правда впору ставить вопрос о наших сегодняшних 3-комнатных квартирах, ноутбуках, машинах, дачах, к чему такая роскошь, если кто-то предполагает теоретическую возможность нормально существовать на деньги меньше 12-15 тыс. в месяц.

Пифия: BrainStorm пишет: Но надо знать, что это мера лишь промежуточная и призваны мы к бОльшему. К чему же? К жизни на 3-тыс. пенсию? К жизни в надежде, что "всё Бог на старости устроит"? Почему посильный труд по обеспечению старости на фоне благотворительства и заботы о ближних - это меньшее?

BrainStorm: Пифия пишет: К чему же? К жизни на 3-тыс. пенсию? К жизни в надежде, что "всё Бог на старости устроит"? Почему посильный труд по обеспечению старости на фоне благотворительства и заботы о ближних - это меньшее?Не понимаю, причем здесь 3 тыс. на пенсию? Неужели Господь нам в Евангелии говорит: "зарабатывайте, чтобы благотворительствовать, да и масло на хлеб мазать а не бутылки собирать, а Царство Божие приложится Вам"?

BrainStorm: Пифия пишет: По-моему, вариант жизни на 3-6 тыс. в месяц практически исключает благочестие, вернее, кому-то это может и по силам, но мне лично очень тяжко будет, собирая мукулатуру и стоя в очереди за соц. питанием жить нормальной духовной жизнью.Как духовная жизнь зависит от зарплаты/пенсии? Можно и в тюрьме сидеть, а благодать стяжать. Это же все внешнее, которое не должно влиять на внутреннее. Это как сказать Господу: Господи, если я буду получать меньше 3-6 тыс. руб, я не смогу выполнять Твои заповеди. Никак не получается. Я же злой постоянно в этих очередях за соц. питанием, да и бутылки собирать тоже особой радости не приносит. Неужели если ты доверишься Господу, Он попустит тебе нищенствовать? А если понадеешься на себя Он обязательно вознаградит? У меня есть мнение, что скорее случится наоборот (ну в принципе, конечно, все сильно от деталей зависит).

BrainStorm: Теперь о Марфе и Марии. Вот текст: 38 И во время пути их вошел Он в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. 39 И у нее была сестра, называвшаяся Марией, которая и села у ног Господа, и слушала слово Его. 40 Марфа же вся была поглощена услужением. Она подошла и сказала: Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она мне помогла. 41 И ответил ей Господь; Марфа, Марфа, заботишься ты и беспокоишься о многом, 42 а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее. (Лук.10:38-42)А вот толкование Блаж. Феофилакта Болгарского: 10 -42 Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо - внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, говорит, существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, говорит, Марфа, ты заботишься и печешься о многом, то есть развлекаешься, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств. - Иные слова "одно только нужно" разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению. - Пожалуй, разумей под Марфою деятельную добродетель, а под Мариею - созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария значит: госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб. - Обрати внимание и на слова: "села у ног Иисуса и слушала слово Его". Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений, или до созерцания. Поелику и Мария прежде села, а потом слушала слова. - Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфою, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа. - Приметь сие: "которая не отнимется у нее". Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным. Еще есть притча о неразумных девах, но мне кажется там все-же о духовном, а не о материальном.

Пифия: BrainStorm пишет: Неужели Господь нам в Евангелии говорит: "зарабатывайте, чтобы благотворительствовать, да и масло на хлеб мазать а не бутылки собирать, а Царство Божие приложится Вам"? Андрей, Господь много чего говорит по Писанию, про двигание горами, например. А понимать Писание неплохо бы в том контексте, в котором его понимает Святая Церковь. Я рассматриваю Писание через призму понятия о "срединном", "царском пути", о котором говорили Святые. Крайности редко доводят до хорошего. Например, Сам Бог так устроил, что у Богородицы и Христа были не шикарные условия, конечно, но было кому заботиться о них - был прав. Иосиф Обручник. Обеспечение своих потребностей - это евангельская норма. Если в нашем сегодняшнем обществе не обеспечиваются даже элементарные потребности стариков, люди вынуждены сами об этом думать. А в какой мере и на какие суммы кто рассчитывает - это уже вопрос совести каждого. Я, к сожалению, не знаю, как еще точнее выразить свою мысль и, похоже, мы уже идем по второму кругу.

Пифия: С. Франк О ДУХОВНОМ И МИРСКОМ ДЕЛАНИИ Иерархия ценностей - примат цели над средствами, основного над вторичным и производным, должен быть незыблемо утвержден в душе раз и навсегда и огражден от опасностей затуманивания и колебания, которому он подвергается всегда, когда нами овладевает страсть - хотя бы самая чистая и возвышенная. Жизнь осмысливается только отречением от ее эмпирического содержания; твердую, подлинную опору для нее мы находим лишь вне ее; лишь перешагнув за пределы мира, мы отыскиваем ту вечную основу, на которой он утвержден. И все же таким чисто отрицательным выводом мы не можем ограничиться, потому что он был бы односторонним. Ибо смысл жизни, раз найденный, через отречение и жертву, в последней глубине бытия, вместе с тем осмысливает всю жизнь. Царство Небесное, будучи подобно одной жемчужине, за которую охотно отдается все остальное имущество, вместе с тем подобно закваске, которая сквашивает "три меры муки", подобно горчичному зерну, которое вырастает в огромное тенистое дерево. Никакое земное человеческое дело, никакой земной интерес не может осмыслить жизни, и в этом отношении они все бессмысленны; но когда жизнь уже осмыслена иным началом - своею последней глубиной, то она осмыслена всецело и, следовательно, все ее содержание. Было бы совершенно ложным, противоречащим христианскому сознанию и подлинному строению бытия стремлением - оторвать Бога от мира, замкнуться в Боге и оградить себя от мира презрением к нему. Ибо Бог, превосходя мир и будучи сверхмирным, сотворил этот мир и в нем явил Себя; в Боговоплощении Он сам влил Свои силы в мир, и истина христианства, в которой мы узнали истинное обретение смысла жизни, есть не учение об отрешенном от мира Боге, а учение о Боговоплощении и Богочеловечестве, о нераздельном и неслиянном единстве Бога и человека. Вся человеческая жизнь, просветленная своей связью с Богом и утвержденная через нее, оправдана; вся она может совершаться "во славу Божию", светло и осмысленно. Единственным условием этого является требование, чтобы человек не служил миру, как последней самодостаточной ценности, а чтобы он рассматривал свою жизнь в мире и весь мир как средство и орудие Божьего дела, чтобы он употреблял их на служение абсолютному добру и подлинной жизни. Вообще говоря, нужно помнить, что человек праведно свободен от мирского труда и мирской борьбы только в том случае, если он в своей духовной жизни осуществляет еще более тяжкий труд, ведет еще более опасную и трудную борьбу. Как благодать не отменяет закона, но его восполняет, так что имеет право не думать о законе лишь тот, кто благодатно осуществит больше, чем требует закон, - так и от нравственных обязательств, налагаемых самим фактом нашего участия в жизни, свободен лишь тот, кто сам на себя налагает обязанности еще тягчайшие. Ложны и неправомерны сентиментально-идиллические вожделения "убежать" от суеты мира, от его забот и тревог, чтобы мирно и невинно наслаждаться тихой жизнью в уединении. В основе этих стремлений лежит невысказанное убеждение, что мир вне меня полон зла и соблазнов, но человек сам по себе, я сам, собственно невинен и добродетелен. Но этот злой мир в действительности я несу в самом себе и потому никуда не могу от него убеждать; и нужно гораздо больше мужества, силы воли, нужно - как показывает опыт отшельников - преодоление гораздо большего числа искушений, чтобы в одиночестве духовными усилиями преодолеть эти искушения. По сути, конечно, существует у человека только одно-единственное дело - то, о котором Спаситель напомнил Марфе, сказав ей, что она заботится и печется о многом, а лишь единое есть на потребу. Это есть духовное дело напряженной жизни со Христосом и во Христе, борьба со всеми эмпирическими силами, препятствующими этому. Два взаимно противоположных заблуждения препятствуют здесь укреплению здорового и разумного отношения к жизни. Смешивая внешнюю жизнь с внутренней, не понимая отличия между ограждением добра и обузданием зла, с одной стороны, и осуществлением добра и истреблением зла - с другой, одни утверждают, что всякая внешняя, общественная и государственная деятельность бесполезна и есть зло, а другие, напротив, считают ее равноценной внутренней деятельности, мнят через нее осуществить добро и истребить зло. То, что сказано об отношении к общественности и государственности, применимо ко всякому внешнему, мирскому деланию, будь то экономическая деятельность, забота о довольстве, о порядке и благоустроенности своего дома, будь то внешнее воспитание людей, научная работа, или бескорыстная деятельность. Всякая такая деятельность, поставленная на свое надлежащее место, именно как вспомогательное средство, внешне содействующее основному делу духовного труда над обожением жизни, совершаемая во имя Христа и со Христом, не только правомерна, но для всякого, не способного подавить в себе сразу мирские силы, обязательна. И всякая такая деятельность, мнящая заменить собою основную внутреннюю работу духовного возрождения человека, гибельна как слепая плененность бессмысленностью мирской жизни. Недаром Спаситель сказал раз навсегда, всем людям и для всех их дел: "Без Меня не можете делать ничего". Всякое служение оправдано в той мере, в которой оно само косвенно соучаствует в этом единственном подлинном служении Истине, истинной жизни. Есть один довольно простой критерий, по которому можно распознать, установил ли человек правильное, внутренне-обоснованное отношение к своей деятельности, утвердил ли он ее на духовной основе. Это есть степень, в которой эта деятельность направлена на ближайшие, неотложные нужды сегодняшнего дня, на живые конкретные потребности окружающих людей. Кто весь, целиком ушел в работу для отдаленного будущего, в благодетельствование далеких, неведомых ему, чуждых людей, родины, человечества, грядущего поколения, равнодушен, невнимателен и небрежен в отношении окружающих его и считает свои конкретные обязаности к ним, нужду сегодняшнего дня, чем-то несущественным и незначительным, - тот несомненно идолопоклонствует. Кто говорит о своей великой исторической миссии и о чаемом светлом будущем и не считает нужным согреть и осветить сегодняшний день, сделать его хоть немного более разумным и осмысленным для себя и своих ближних, тот идолопоклонствует. И наоборот, чем более конкретна нравственная деятельность человека, чем больше она считается с конкретными нуждами живых людей и сосредоточена на сегодняшнем дне, - чем больше она проникнута не отвлеченными принципами, а живым чувством любви или живым сознанием обязанности любовной помощи людям, тем ближе человек к подчинению своей деятельности духовной задаче своей жизни. Кто живет в сегодняшнем дне - не отдаваясь ему, а подчиняя его себе - тот живет в вечности. Свое нравственно-психологическое выражение такая правильная установка находит в смирении, в сознании ограниченности своих сил и вместе с тем в душевной тишине и прочности, с какою совершаются эти дела сегодняшнего дня, это соучастие в конкретной жизни мира; тогда как идолопоклонническое служение миру, с одной стороны, всегда проявляется в гордыне и восторженности и, с другой стороны, связано с чувством беспокойства, неуверенности и суеты. Таким образом, внешнее, мирское делание, будучи производным от основного, духовного делания и им только и осмысляясь, должно стоять в нашей общей духовной жизни на надлежащем ему месте, чтобы не было опрокинуто нормальное духовное равновесие. Силы духа, укрепленные и питаемые извнутри, должны свободно изливаться наружу, ибо вера без дел мертва, свет, идущий из глубины, должен озарять тьму вовне. Но силы духа не должны идти в услужение и плен к бессмысленным силам мира, и тьма не должна заглушать вечного Света. Это есть ведь тот живой Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир; это - сам Богочеловек Христос, который есть для нас "путь, истина и жизнь" и который именно потому есть вечный и ненарушимый смысл нашей жизни.

BrainStorm: Пифия пишет: Например, Сам Бог так устроил, что у Богородицы и Христа были не шикарные условия, конечно, но было кому заботиться о них - был прав. Иосиф Обручник.Неужели Он так же не устроит своим верным чадам, которые следуют Его Слову? Ань, мне кажется, тут есть глобальная опасность полного забвения следования воле Божьей. Вот возьмем хотя бы пример хождения по больницам. Когда это делать? Я не говорю, что я вот такой хороший, я делаю, я так же не делаю, но имхо, одно дело не делать и считать это нормой, а другое - не делать и постоянно помнить об этом, желая исправить. Если я сейчас говорю: я сейчас не могу, у меня дети маленькие. Потом я скажу: я сейчас не могу, у меня дети еще маленькие. Потом опять: у меня дети в школу пошли, надо деньги на институт зарабатывать. Потом: надо детям на квартиры зарабатывать. Потом: надо и себе на старость заработать. А когда волю Божью исполнять? Не должны ли мы следовать воле Божьей, а остальное (и жилье, и образование детям, и все-все остальное) приложится? Я понимаю, что есть такая штука - маловерие. Но с ним надо бороться, а не потакать ему. Я правда не знаю, как реализовать слова Христа, сказанные прямо в Евангелии, но, имхо, ни в коем случае нельзя говорить: это не для нас.

Пифия: BrainStorm пишет: Неужели Он так же не устроит своим верным чадам, которые следуют Его Слову? Есть такие хорошие слова, к сожалению, не знаю, кому они принадлежат, что действие Божье начинается там, где заканчиваются человеческие силы. Я считаю, что пассивное ожидание воли Божьей о себе и своих близких приравнивается к искушению Бога. С такой логикой можно и больных, и детдомовских оставить на Его волю, знаю и такую риторику у верующих - раз Господь так попустил этим несчастным, значит им так полезно, Он Сам устраивает спасение каждого как Ему угодно. Я правда не знаю, как реализовать слова Христа, сказанные прямо в Евангелии, но, имхо, ни в коем случае нельзя говорить: это не для нас. Господь Сам сравнивал веру с закваской, с горичным зерном. Конечно, всё это для нас, но эти максимы как закваска, чтобы взорвать нашу жизнь, в том числе бытовую, денежную, заразить ее своим вкусом, взрасти в нашей душе и в нашей умственной жизни. Это как уксусная эссенция, как черный перец - придает вкус всему блюду, кардинально меняет его. Это как дрожжи, которые бродят-бродят и потихоньку делают всё тесто вкусным и пышным. Это вызов сердцу каждого из нас, приглашение на откровенный разговор с Богом. И не надо предлагать как руководство к действию пить чистый уксус, есть чистые дрожжи, занюхивать все это чистым перцем.

BrainStorm: Пифия пишет: И не надо предлагать как руководство к действию пить чистый уксус, есть чистые дрожжи, занюхивать все это чистым перцем.Может и так...

Ulia: Ребят, я одного не пойму: что вы так ополчились на эти несчастные 15 тысяч в старости? Ведь сейчас каждый из нас зарабатывает, думаю, не меньше 10-15 тысяч, и это не мешает нашей духовной жизни и не считается стяжательством, маловерием и прочими гадостями. Почему же иметь в старости 15 тысяч - это уже отказ следовать воле Божией, отсутствие доверия ему и вообще то самое богатство, которое не пустит нас в Царство Небесное? Никто же не призывает копить на такую старость, которая будет лучше, чем молодость, нет - я за то, чтобы жить не хуже или не намного хуже, чем сейчас. В Европе этот вопрос вообще бы не стоял - там люди, выйдя на пенсию, и пресловутые зубы себе вставить могут, и одежду купить, и внуков побаловать. И духовная жизнь от этого вообще не зависит - у кого она была, у того она никуда и не девается. А нам не так повезло с государством, поэтому самим покрутиться придется заранее - только и всего. При чем здесь вообще духовная жизнь?

Ольга: Ulia пишет: Ребят, я одного не пойму: что вы так ополчились на эти несчастные 15 тысяч в старости? Юлия, может я не права, конечно, но вроде никто не ополчился, просто сказали вслух свои мысли на этот счет - все ведь об этом задумываются Во всяком случае, когда я решила внести 5 копеек в тему, точно в оппозицию не вступала Ulia пишет: Никто же не призывает копить на такую старость, которая будет лучше, чем молодость, нет - я за то, чтобы жить не хуже или не намного хуже, чем сейчас. Вот о чем и речь - будущее строиться каждый день настоящий. И правильно Вы заметили - у нас не Европа, если есть недвижимость - повезло, а с вложениями всегда велик риск их потерять.

presviter-roman@mail: Можно СВОЕ будущее построить, накопив денег и прожить достойно старость,но нельзя забыть одно важное правило, прежде искать Царство Божие и правды его,а остальное все приложится.



полная версия страницы