Форум » Обо всем на свете » Святые нашего времени » Ответить

Святые нашего времени

Ulia: Ребята, читала я на днях одну статью про девушек-москвичек, помогающих дому престарелых, и вспомнила про некоторые истории своих знакомых, когда-то заставившие меня сказать: "Вот это святые люди"! Я расскажу их сейчас и прошу вас рассказать такие, которые вы точно знаете, что они правда, и которые вас восхитили, тронули, обожгли, пристыдили. Не нужно называть имен. Просто расскажите то, что вас потрясло. История женщины, назовем ее Еленой. Она работает воспитателем в детском саду. У ее пожилого отца гангрена обеих ног, быстро прогрессирующая и требующая полной ампутации. Ее мать, когда узнала диагноз мужа, слегла с инфарктом. И вот лежат оба этих старичка в больнице, а Елена их навещает. А на соседней койке лежит алкаш, сосед моей бабушки. Человек агрессивный и полностью опустившийся. И просит он Елену сходить к нему домой (он живет один) и принести ему лекарства и немного денег. Елена идет и находит в доме алкаша жуткую грязь. И берется бесплатно приходить к нему, убираться, помогать и делать уколы. Имея детсадовскую зарплату, отца без ног и мать с инфарктом... Истоия девушки, назовем ее Марией. Шла Мария по делам, и у нее на глазах машина сбила кота. Коту переехало задние ноги. Мария взяла его домой, выходила, и оставила у себя. Он не мог ходить, а только ползал на передних лапах, а тело волочил по полу. Мария покупала ему памперсы и он у нее жил. А потом Мария поехала вожатой в летний лагерь. А в лагере была девочка-подросток из неблагополучной семьи - родители алкоголики и сидят в тюрьме, жила девочка с бабушкой, и тоже что-то там было не так. И девочка привязалась к Марии и стала называть ее мамой. Из лагеря девочка уеала жить к Марии. Родители Марии были в ужасе - им и кота-то хватило, а тут еще девочка. И замуж-то ты, Мария, теперь сроду не выйдешь, говорили они, и зачем тебе все это. Но Мария жила отдельно и сама решала, что ей делать и как жить. Девочка и сейчас у нее живет. За обе истории ручаюсь, что они - правда.

Ответов - 10

Костя: Такие трогательные истории!

Rooster: Девочка взяла домой котенка-инвалида. "Святой человек!" - воскликнут чувствительные барышни; неции от мужей-котофилов тоже прослезятся. Преподаватель богословия изложил соображения об устарелости требований не причащаться в критические дни. "Ересь, отступничество!" - начнут воевать закаленные многочасовыми выстаиваниями служб "прихожане". Думаю, что-то тут не совсем так. И не совсем так именно с терминами. Хотим сказать "отменно хороший человек" и от избытка чувств и желания подчеркнуть его достоинства говорим "святой". Хотим сказать "нам не нравится" и для краткости и хлесткости говорим "ересь". А ведь и святость, и ересь существуют лишь при включенности рассматриваемого явления в религиозный, и более конкретно - христианский дискурс.

Ulia: Святость в моем понимании - в чистом и добром сердце, готовом отозваться на боль других и готовом пожертвовать собой ради облегчения боли других. Помнится, есть в Евангелии эпизод, когда Христос говорит, что многие, придя на Его суд, удивятся, что они поступали, как Он хотел, когда накормили голодного, посетили немощного и т.п. Дело не в котенке. Жаль, что только котенок в этих историях и был замечен. Дайте определение святости в вашем понимании - и расскажите истории святых в ВАШЕМ ПОНИМАНИИ людей, живущих в наши дни. Или может быть, это те, кто исправно вычитывает утренние и вечерние правила, строго соблюдает все посты-среды-пятницы, не ест яблок до Яблочного Спаса, еженедельно бывает на всенощной и Литургии?


Rooster: Святость - посвященность Богу. Сознательная. С пониманием того, какому Богу человек себя посвящает и что это за собой влечёт. Святость отличается от природной доброты. Чем именно отличается - в довольно жесткой форме сказано, например, тут. Другой вариант: святость - результат посвященности Богу, проявляющийся в высочайшем духовном совершенстве человека. Пример святости в первом варианте понимания термина у меня поблизости есть, и я не раз приводил его. Вот он: О себе Зовут меня Иванова Оксана, мне 39 лет. Закончила я экономический факультет УрГУ, замужем, пять детей, четыре сына и дочь, старшему почти 20, младшему почти 2 года. Уверовала я 21 года, в 1993 г., тогда же прошла полуторагодичное оглашение под руководством о. Георгия Кочеткова (Москва), член Свято-Екатерининского православного братства Екатеринбурга. По специальности никогда не работала. Последние 10 лет в культуре: выставки, презентации, музеи, экскурсии, сотрудничаю со многими музеями Екатеринбурга и страны, иногда выступаю на радио и телевидении. Прочитала и поняла, что впечатления по этим данным никакого не складывается, но то, что ниже, должно прояснить кое-что обо мне. Всё налицо: вера в Бога, посвященность Ему всей жизни, а также - определенный результат: неплохо идущая миссия. Человек как живёт, так и проповедует; его жизнь убедительна с духовной точки зрения.

osta: А мне не очевидна святость Оксаны Ивановой из приведенного примера. В чем святость, что у нее 5 детей и что она уверовала в 21 год, прошла оглашение и является членом Братства? Она и сама пишет, что Rooster пишет: Прочитала и поняла, что впечатления по этим данным никакого не складывается, но то, что ниже, должно прояснить кое-что обо мне. Думаю, примеры Юли более яркие и выразительные. Они свидетельствуют о редком самопожертвовании, альтруизме, любви. Мотивация этих поступков может быть разная, как светская, гуманистическая, так и христианская. В любом случае, такие случаи- пример нам, христианам. И такое поведение для нас, христиан, тем более должно быть нормой. Я с такими яркими примерами, к сожалению, не встречалась на практике.

Rooster: А разве святость может быть очевидной? Есть ее признаки, на основании которых можно сделать предположение о том, что человек встал на путь святости. Названная деятельница на такой путь встала - избрала стезю проповедническо-образовательного служения, посвящает этому всё своё время. osta пишет: Мотивация этих поступков может быть разная, как светская, гуманистическая, так и христианская. Если мотивация светская, это заведомо отсекает человека от пути святости, потому что святость - это сознательное следование по пути, заповеданному Богом. Поступки со светской мотивацией могут быть сколько угодно хорошими, но это не святость.

Ulia: К сожалению, мне неизвестна конфессиональная принадлежность героев моих историй. Вполне возможно, что они христиане. А вот поступки, которые я описала - однозначно христианские. Святость, наверное, в том, чтобы в ситуации выбора поступить так, как хочет от человека Бог, а не так, как удобно, привычно, безопасно и т.п. Меня эти истории тронули, потому что я точно знаю, что пока не способна на такую любовь к ближнему. Мне пока страшно приблизиться к человеческому горю, проще - помогать издалека вещами, деньгами, молитвой. Ведь тот алкоголик из первой истории - сосед моей бабушки по лестничной площадке. Конечно, я знаю, что он одинокий, опустившийся, что у него дома ужас творится, но... я не смогла бы за ним ухаживать. А та женщина - абсолютно ему чужая - смогла. Не она ли добрый самарянин из Евангелия? А ведь самарянин для евреев был еретиком и уж точно в святости не подозревался... святость - в любви. И взять к себе ребенка могут даже не все христианские супружеские пары, а тут - молоденькая незамужняя девушка, которой еще свою жизнь устраивать. Еще интересный аспект - считается, что пост, молитвенное правило, частое посещение храма способствует духовному росту и возрастанию любви, а я не вижу этого ни у себя, ни у многих знакомых. Меняется образ жизни, а сердце почему-то - нет.

Rooster: Вот с это "считается", конечно, очень вредно. Здесь всё пропитано механицизмом. И самое главное, отсутствует парадигма общения с ближним в духе христианской любви. И посещать храм, "вычитывать", и "поститься" можно совершенно автономно от этой парадигмы. Так, в общем, и получается очень часто. А создаётся привычка, что "всё сделал". И готовы уже на вопрос "что нужно сделать, чтобы исполнить заповеди Божии?" ответить: "Выстаивать, вычитывать, соблюдать". Ну а что возразишь на это?

Ulia: А если, допустим, есть община, и все друг друга знают, и общаются, и молятся вместе - то все равно, прибавит ли это любви к абсолютно чужому человеку, тому, который вне общины? Илит такая любовь - врожденный дар, который или есть, или нет?

Rooster: Я так думаю, это зависит от ориентированности общины. Есть более замкнутые, а есть ориентированные на любовь к абсолютно чужому человеку - такие, как община святого Эгидия. Думаю, что ее членов тоже можно назвать святыми нашего времени.



полная версия страницы