Форум » Обо всем на свете » Наша трусость » Ответить

Наша трусость

Александр: Вышла очередная статья Соколоа-Митрича в Известиях. К теме церкви непосредственное отношение она не имеет, однако, думаю, задуматься есть о чем. Наша трусость Дмитрий Соколов-Митрич "Алло, это "Известия"? У нас тут власти беспредел творят, приезжайте, напишите расследование". - "Хорошо, приедем, тема интересная. Соберите людей, пусть все расскажут". - "Рассказать-то мы расскажем, только вы наши фамилии не упоминайте". - "А как вы тогда представляете себе наше расследование? Мы должны назвать ваших чиновников негодяями, опираясь лишь на информацию из "неназванных источников"? Так не бывает". - "Ну, вы понимаете, нам тут еще жить". - "Так вы определитесь: вам тут еще жить при нынешнем беспределе или вы все-таки хотите жить по-другому?" - "Конечно, по-другому". - "Тогда вы должны сами сделать первый шаг". - "Вам легко говорить. Мы думали, вы можете помочь, а вам, оказывается, наплевать, что люди страдают". - "Все понятно. До свидания". - "Что вам понятно?" - "Что вы сами и творите тот беспредел, от которого страдаете". - "Вы, наверное, бредите?" - "Возможно". Подобные звонки раздаются в редакции часто. Слишком часто для того, чтобы еще тешить себя иллюзией, будто в России живет очень смелый народ. Когда я был еще молодой и неопытный, то несколько раз откликался на подобные звонки. Ехал в командировку, публиковал пронзительные, но легковесные расследования. Герои этих публикаций были жутко недовольны, писали в редакцию злобные письма и в качестве самооправдания прикладывали к ним заметки из местных газет, которые я читал с выпученными глазами. В этих газетах те самые страдальцы, которые еще пару недель назад звонили мне и умоляли: "Помогите!" - на вопросы местных журналистов отвечали, что сами возмущены расследованием столичного журналиста, что в нем нет ни слова правды и они к появлению этой статьи никакого отношения не имеют. Я звонил им и спрашивал: "Вы чего?!" Они отвечали: "Ну, ты понимаешь, нам тут еще жить". "Нам тут еще жить" - это формула нашей трусости. Когда речь идет о смерти, мы смелые. Война, бунт, чрезвычайная ситуация - здесь мы готовы идти до конца. О жизни речь уже не идет - так чего бояться? И все предельно ясно - вот он, враг, вот она, внешняя угроза, которую надо уничтожить. Но в мирное время мы - жуткие трусы. В войне победим, в драке не выручим. Мы не умеем быть смелыми обычной гражданской смелостью. Открыто защищать свои интересы, отстаивать свое достоинство. Пока мы среди рядовых граждан, мы боимся власти, поэтому на всякий случай выстраиваемся в шеренгу, даже когда никто этого еще не требует. Как только мы получаем власть, мы начинаем бояться народа - поэтому власть на всякий случай старается до упора закрутить гайки. Но особых усилий ей для этого и не нужно: гайки и сами рады закручиваться. Однажды я писал репортаж про этническую дедовщину в одной самарской воинской части. Там двое дагестанцев взбодрили целую роту. Доходило до смешного: одного бьют, а еще семеро в очереди стоят. К председателю местного Комитета солдатских матерей Лидии Гвоздевой приходили плачущие матери, а она им давала очень нетрадиционный совет: "Лучше идите и объясните своему сыну, что свое достоинство в этой жизни нужно отстаивать. Иногда с кулаками. Пусть они объединятся, один раз отметелят тех двоих, и все встанет на свои места". Ей возражали: "Что вы такое говорите! Вы же должны бороться с неуставными отношениями в армии". - "А это и есть борьба, - отвечала Гвоздева. - Дедовщину создают слабые, а не сильные. Среди казаков, например, не было дедовщины, потому что там все были мужчинами. А если в роте девяносто процентов - законченные трусы, то появление "неуставных отношений" - дело времени". Взгляд, конечно, варварский, но верный. Беспредел как разновидность общественной дедовщины - это тоже производная от излишней слабости, а не от чрезмерной силы. И диктатура, как форма государственного беспредела, создается не сильными, а слабыми. Ни одна власть в мире не сильнее своего народа. Просто есть народы, которые позволяют власти быть сильнее себя. И тем самым они оказывают ей медвежью услугу. При слабых и излишне послушных гражданах национальная элита очень быстро деградирует, и рано или поздно государство проигрывает конкуренцию на международной арене. А это значит - кровь, распад, зависимость. Для власти гораздо полезнее такой народ, который исповедовал бы по отношению к ней принцип сдержанной лояльности. Да, дорогая власть, мы готовы тебе многое прощать, потому что понимаем: государство существует не для того, чтобы превратить нашу жизнь в рай, а для того, чтобы не дать ей окончательно скатиться в ад. Но именно ради этой цели, дорогая власть, мы будем держать тебя в тонусе и некоторых вещей не будем прощать ни при каких обстоятельствах. Например, излишнюю монополизацию экономики и как следствие - повышение цен и социальное расслоение, которое может привести к революции и гражданской войне. Например, неконтролируемые миграционные потоки, которые уже стали причиной многих конфликтов, а со временем могут привести к большому кровопролитию. Например, жесткую зачистку политического поля от конкурентов, что неизбежно ведет к радикализации настроений, которая может проявить себя самым непредсказуемым образом. Чтобы не допустить всего этого, мы будем обращаться в СМИ, в суды, а если не поможет - выйдем на улицы. Потому что нам тут еще жить. Мы - твой союзник, дорогая власть, но мы и твой противник. Это как в футболе: лучше иметь сильных соперников в национальной лиге, только тогда есть шанс победить в Кубке Кубков. Разумеется, ни одна власть в мире не способна добровольно понять, насколько ей выгодно партнерство с не вполне послушными гражданами. Но смелые народы находят способы объяснить своей элите этот тезис предельно доходчиво. Не прибегая при этом к смертельным для страны мерам. А народы трусливые безропотно ведут свое государство к пропасти. Им кажется, что это их ведут под конвоем, что у них нет выбора, но это всего лишь самооправдание. На самом деле последнее слово всегда за людьми, и когда они все же находят в себе силы его сказать, не прислушаться к нему невозможно. Я бы сам назвал эти рассуждения красивыми благоглупостями, если бы иногда в редакции не раздавались совсем другие звонки. Вот из города Екатеринбурга звонят родители местных школьников. Они подняли бунт против принудительного "сексуального просвещения" своих детей. "Известия" откликнулись - опубликовали свое собственное расследование, и "просвещение" прекратилось. Вот на проводе город Ессентуки. Там местная прокуратура в пылу излишнего служебного рвения запретила жителям курорта вывешивать в непраздничные дни государственные флаги России. Мы побывали на месте конфликта, опубликовали сатирический очерк - и прокуратура отступилась. Вот еще вести из Псковской области. Там полным ходом идет сокращение сельских школ, детям приходится ездить на учебу за тридцать и более километров. Все школы безропотно закрываются, а одна подала в суд и отстояла свое право на существование. Власть - не кошка, она легко поддается дрессировке. Главное - чтобы в глазах дрессировщика не было страха. http://www.izvestia.ru/comment/article3110520/

Ответов - 16

Rooster: Для меня удивительно, что подобные острые статьи на светские темы пользуются популярностью у части церковных людей, а стоит подобным же образом высказаться на церковную тему, как вступает стройный хор защитников существующего положения.

BrainStorm: Александр Очень хорошая статья!

Александр: Rooster , потому что хорошо когда есть чувство меры


Ворон: Александр пишет: Власть - не кошка, она легко поддается дрессировке. Главное - чтобы в глазах дрессировщика не было страха. +1! Отличная статья!!!

osta: Мне кажется, что человек, оставляющий свой родной дом - Церковь в небрежении, просто не может предметно говорить о проблемах в государстве. Вернее, может, конечно, но его слова и тревоги вряд ли достойны доверия. Хотя бы в силу того, что Церковь гораздо локальнее государства и ее проблемы верующему должны быть гораздо ближе. А махнувший рукой на плачевное положение в небольшом сообществе как может заботиться о большом?

Александр: osta , я знаю о проблемах и в силу возможностей пытаюсь в этом разобраться. Но есть одна вещь, которую я боюсь. Я боюсь увлечься до осуждения. Я прекрасно знаю что такое когда кажется что ум, знания это все..а в это время ты просто теряешь мирный дух. Вот этого я не хочу. Наверное и многие другие этого боятся, поэтому осторожны. А что касается автора...а почему атеист или язычник не может предметно говорить о проблемах государства? Ну уж а если конкретно, то данный автор - человек православный, насколкьо я знаю. Вообем я не совсем понял почему одно из другого вытекает и почему автор не может предметно гвоорить

Ворон: [удалено] __ Ну Женек! Совсем не в тему. я не против этой картинки, но давай в другой теме (можешь в юмор кинуть). BrainStorm

osta: Александр пишет: osta , я знаю о проблемах и в силу возможностей пытаюсь в этом разобраться. Брат, ты извини, эту запись, на самом деле, сделал Рустер с моего компьютера, просто забыл перелогиниться. Поэтому я удаляюсь от дискуссии и предоставляю самому Рустеру пояснить и развить свою мысль.

AleBuAle: Александр, респект!!! Отличная статья! Одинаково актуальна и для гражданской и для церковной жизни.

osta: Да, толковая статья. Дело в том, что проблемы, которые есть в нашем менталитете, в сознании, проявляются как в нашей общественной, так и в церковной жизни. Про трусость и малодушие, + про позицию, что "моя хата с краю",- увы, это очень актуально для нас. :-(

Александр: osta пишет: Про трусость и малодушие, + про позицию, что "моя хата с краю",- увы, это очень актуально для нас. :-( Справедливости ради хочу отметить, что, возможно, причина страха кроется в тех самых репрессиях 20-х. Долготерпение нашего народа это миф, по моему. Чему свидетельства бунты на протяжении всей нашей истории

Nikolai III: Отличная статья. Есть чему поучиться.

Александр: Решил не открывать новую тему, а добавить статью. Вообщем то сначала появилась статья Наша жадность, а затем уже Наша трусость. Русофобии тут нет, хотя многие восприняли статью в штыки. Зная книги и статьи автора его сложно упрекнуть в русофобии, скорее наоборот. Но попытки обратить внимания на наши болезни мне импонирует. Итак, про жадность: Наша жадность "Сколько вам кусочков хлеба?" - эта фраза у меня уже вызывает приступ тошноты. Не было еще региона России, где я бы не слышал от официантов этих слов. Причем порядок цен в меню не имеет значения. Про "кусочки хлеба" можно услышать и в дешевых кафе, и в заведениях высшего разряда. Мне тут один знакомый пытался возразить, что все дело в священном отношении россиян к хлебу. Не убедил. У нас не только хлеб по кусочкам. У нас и порции на зубок, и чаевые уже включены в счет, и жвачки, которые любезно приносят вместе с чеком, оказываются не бесплатными. Скупердяи немцы, прижимистые прибалты, расчетливые англичане подают хлеба с горкой и порции такие, что не нужно ни первого, ни десерта. Американцы, которых мы считаем финансовыми биороботами, таращат глаза, когда видят, что в наших "Макдоналдсах" кетчуп - не подарок, а товар. Я уж не говорю про исламские страны: так называемый шведский стол давно пора переименовать в турецкий. Ни в одной стране мира мне не приходилось сталкиваться с проявлениями такого жлобства, как в России и на Украине. Кстати, о шведских столах. Сочинское побережье. Четырехзвездочный отель, в котором бывали первые лица государства. Завтрак включен в стоимость проживания. Идем с женой утром пить кофе. Официант: "Кончился". Местный шведский стол предполагает 100 граммов кофе на каждого отдыхающего, и на сегодня отмеренный норматив уже иссяк. Я не знаю, кто первым ляпнул, будто мы - щедрый народ. Либо это было очень давно, либо это был черный пиар. Мы жадные. Мы очень жадные. Я бы даже рискнул предположить, что жадность - одна из фундаментальных черт нашего характера. Мы щедрые только напоказ. Когда отдыхаем. За большим столом. И с каждой рюмкой все щедрее и щедрее. А когда мы работаем или просто живем, нам каждая потраченная копейка встает поперек горла. Мы не умеем мириться с потерями и терпеть не можем компромиссов. Я как-то ездил в село Большой Сидоров, которое находится в Адыгее. Там два соседа всю жизнь прожили душа в душу, справляли вместе праздники, давали друг другу взаймы - пока не пришлось оформлять в собственность свои земельные участки. Возникло разногласие ценой в полметра. Кончилось тем, что один сосед взял ружье и застрелил другого соседа вместе со всей его семьей. Но в высшей степени наша жадность проявляется в бизнесе. Мы очень не любим платить. Для нас бизнес - это все то же советское "получать". Зажал - значит, заработал. Недодал - значит, приобрел. Мы думаем, что таким образом повышаем свои шансы пройти естественный отбор, осуществляемый "невидимой рукой" Адама Смита. Мы не в курсе, что автор концепции "невидимой руки" был не столько экономистом, сколько богословом и специалистом по этике. И то, что потом назовут законом экономики, он описывал как воплощение в бизнесе библейского принципа "не оскудеет рука дающего": чем больше ты вкладываешь в свой бизнес денег, энергии, любви - тем больше денег, энергии и любви бизнес возвращает тебе. В итоге получается круговорот денег, энергии и любви, на котором и держится вся экономика. В нашей же экономике пока преобладает порочный круговорот жадности. Хозяева ресторанов экономят на персонале, а те - на клиентах. Издатели книг экономят на гонорарах и гонят левые тиражи, а писатели экономят на собственном времени и гонят лажу. Государство экономит на зарплатах гаишникам, а те выходят на большую дорогу, в итоге - дорогие грузоперевозки и поборы на дорогах. Мы сами, делая ремонт в квартире, ради экономии нанимаем таджиков, а потом удивляемся, куда подевался межэтнический баланс. Или отказываемся скинуться на хорошую дверь, а потом возмущаемся, что в подъезде тусуются алкоголики. Мы никак не можем смириться с тем, что за все надо платить. Но чем дольше мы сопротивляемся, тем дороже это знание нам выйдет. Пока нам просто лень попробовать мыслить по-другому. Лень - это, кстати, тоже разновидность жадности. Ленивым жаль собственных усилий. Но в современном мире кто не ускоряется, тот падает, а экономия собственных усилий неизбежно приводит к деградации: личности, бизнеса и в конечном счете - страны. Как-то в городе Сергаче Нижегородской области я ехал в такси. На передней панели водитель разместил наклейку: "Жадность ведет к бедности". Слова правильные. Но чаевых я таксисту не оставил. Сам не знаю почему. http://www.izvestia.ru/comment/article3105965/ Жадность не русская черта, а черта нашего современного бизнеса. С хлебом я сам каждый раз впадаю в ступор когда меня спрашивают сколько мне кусочков хлеба. То же самое могу сказать и пакетиках в супермаркетах. Зачем спрашивать нужен ли пакет вместо того чтобы давать эту копеечную вещь просто так. Вместо этого пакет чаще платный, притом оказывается совсем не копеечный. Ну уж а если повезло и в этом супермаркете пакеты бесплатные, "толщина" полиэтилена такова, что он рвется от тяжести буханки хлеба.

Nikolai III: Александр пишет: Жадность не русская черта, а черта нашего современного бизнеса. Верно подмечено. К сожалению это так.

ДааН: Вышла очередная статья Соколова-Митрича в Известиях Подарил на день рождения другу книгу этого автора "Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики". Очень хорошая и интересная книга. Скачать можно здесь

Ольга: Очень правильная статья. Помниться во время поездки в Чехию, мне было стыдно, когда хозяин ресторана в Карловых Варах сказал - я вижу, что вы русские, вы меня простите, я не хотел бы Вас обидеть, но ЗНАЯ РУССКИХ должен сказать, что чаевые мы включим в счет. Обычно русские о них вовсе забывают и назвал нам сумму, поинтересовавшись не обременит ли она нас... Мне тогда под землю провалиться хотелось. И когда наши идут в их метро, не заплатив, потому что там нет автоматов с захлопывающимися створками тоже стыдно слышать шипение - русские пошли... Нам нравиться "ловить халяву", и патриотизм в нас просыпается лишь тогда когда кто-то хочет поймать халяву за нас счет...



полная версия страницы