Форум » Обо всем на свете » Поездка в Иерусалим. Ожившие евангельские тексты. » Ответить

Поездка в Иерусалим. Ожившие евангельские тексты.

osta: Предлагаю вашему вниманию очень интересные заметки о. Филиппа Парфенова о поездке в Иерусалим (интересны как сами тексты, так и иллюстрации). http://pretre-philippe.livejournal.com/64506.html http://pretre-philippe.livejournal.com/64017.html?#cutid1 Мне особенно любопытными и полезными показались наблюдения о. Филиппа о том, как оживают и по-новому осмысливаются евангельские тексты. Приведу здесь небольшой отрывок. "Ожившие евангельские тексты Часть 2-я. Иерусалим и окрестности Во время автобусного путешествия по разным местам неожиданно по-новому и с удивительной свежестью для меня зазвучали некоторые отрывки из Евангелий. Если б я пожил и поездил в Израиле побольше, то таких приятных открытий было бы, соответственно, немало. А так остановлюсь пока на двух из них. Наверно, те из вас, кто бывал там, испытали похожий эффект? Если да, то поделитесь, пожалуйста, своими открытиями! Сначала остановлюсь на известном и очень часто читаемом на наших богослужениях отрывке Луки 1: 39-56, на все богородичные праздники. Почитание Богородицы в православной Церкви весьма велико, а евангельских повествований, Ей, посвященных, наоборот, довольно мало. Вот и приходится священникам читать один и тот же отрывок в течение всего года десятки раз, и он уже настолько на слуху, что чтение его доходит до автоматизма, а слова его воспринимаются притупленно и без живости – привычка играет здесь отрицательную роль, и мне это кажется неизбежным. «Во дни оны, воставше Мариам, иде в Горнее со тщанием во град Иудов и вниде в дом Захариин и целова Елисавет…». «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Произошло это сразу после Благовещения – явления Ей ангела Гавриила в Назарете. Здесь сейчас высится массивная католическая базилика, а неподалеку от нее – греческий храм на источнике. Как раз близилось к концу наше путешествие, и из Галилеи нам надо было отправляться в Вифлеем, чтобы провести там последний один день и две ночи. Так вот, хотя Израиль и небольшая страна, но совершенно нет ощущения, что всё вокруг тебя рядом и под рукой! Без автотранспорта здесь никак не обойдешься. Но ведь во времена Христа ходили исключительно пешком, а кто был посостоятельнее, использовал живые транспортные средства – ослов, волов, верблюдов. В любом случае, пеший путь занимал немало времени и сил. И вот Мария, очевидно, потрясенная видением Ей архангела Гавриила и вестью, услышанной от него, пошла «в нагорную страну, в город Иудин». Что это за город Иудин («град Иудов»), остается не вполне ясным. Как он мог называться в те времена? Сейчас это пригород Иерусалима Айн-Карем, место удивительно живописное. По преданию, именно здесь произошла встреча Марии с Елисаветой, а в XIX веке был основан Горненский (Горний) русский женский монастырь. Но, допустим, эта встреча состоялась не здесь, а где-то еще… В любом случае, «град Иудин» означает город на территории колена Иудина, то есть самый юг той территории, что досталась 12 коленам Израилевым по жребию, то есть окрестности Иерусалима. Наоборот, Назарет галилейский находится на севере. От Назарета до Иерусалима – около 130 км; на автобусе ехать не менее двух часов. Такое расстояние покрывали только в исключительных случаях, когда каждый благочестивый иудей, где бы он ни жил, считал своим долгом явиться в Иерусалимский храм на Пасху, Пятидесятницу или праздник Кущей, например. И вот, получается, что дева Мария была настолько потрясена, что Ей нужно было с кем-нибудь поделиться своим душевным состоянием. И Она не находит ничего другого, как отправиться к родственнице Елисавете, живущей как минимум в трех днях пешего пути, если не больше! И в то же время, Иосифу, которому Она обручена, Она нисколько не открывается! Не знаю уж, какой предлог Она нашла для того, чтобы покинуть немедленно свой дом в Назарете… И только позднее, когда Иосиф стал Ее подозревать в измене «и хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1, 19), произошло вмешательство высших сил. Свидетельствует ли это о непростых отношениях, которые могли быть между Марией и Иосифом, из-за немалой разницы в возрасте, да и о укорененности Иосифа в той традиции, которая вскоре вошла в конфликт с благой вестью Иисуса? В общем, здесь много тайн остается для нас, но ощущаешь это весьма живо именно тогда, когда непосредственно находишься на тех самых местах! Другой евангельский отрывок – притча о Милосердном самарянине,одна из моих любимых. Здесь описана весьма жизненная ситуация. Город Иерихон был важным и последним перевалочным пунктом из Галилеи в Иерусалим, и все паломники, несомненно, проходили через него и оставались на ночлег, чтобы после достигнуть святого города. Расстояние от Иерусалима до Иерихона – примерно 30 км. «…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…» (Лк., Гл. 10). Конечно, можно упрекнуть священника или левита, прошедших мимо забитого до полусмерти путника, в обрядоверии или черствости… Но в этом ли в действительности обстоит дело, и имеем ли мы моральное право мысленно порицать или упрекать их? Вот как выглядит дорога от Иерусалима в Иерихон: (на этом третьем фото, при въезде в Иерихон, на заднем плане видна Гора искушений (см. Мф. 4, 1-11; Лк. 4, 1-13). Только лишь в начале пути, от Иерусалима в Иерихон или обратно, можно найти хоть какую-то тень, укрывшись под оливковыми деревьями или пальмами. Большая же часть дороги представляет такой вот суровый пустынный пейзаж. В ноябре здесь и то солнце весьма припекает, а что тогда говорить о большей части года? Быть избитым и ограбленным где-то посреди этой дороги, оставшись под палящим солнцем и без всяких источников воды – заведомо быть обреченным на мучительную смерть! И вот идут по этой дороге священник и левит… Очень важная деталь: самарянин, имевший осла, мог таким образом помочь этому израненному путнику, тогда как священник и левит шли сами по себе, пешком! Ну и как тогда они могли помочь этому распростертому на дороге путнику!? И как бы поступил любой из нас, оказавшись в их положении, если б шел сам по себе пешком? Может быть несколько вариантов ответа, почему тот и другой прошли мимо. 1) Можно легко убедить себя, что лежащий человек пьян, если не осмотреть его внимательно. Или просто быть искренне уверенным в этом… А что с пьяного возьмешь? Проспится и сам пойдет дальше – ему, как говорится, «море по колено». 2) Священник и левит спешили на службу. Каждый из современных батюшек знает, что если он опоздает на богослужение без предварительного предупреждения, то могут быть осложнены отношения с настоятелем или правящим епископом. А кому это надо!? 3) Священник и левит боялись оскверниться и стать «нечистыми», поскольку прикосновение к мертвецу автоматически объявляло «нечистым» каждого. Тем более ритуальную чистоту по закону должен был строго соблюдать священнослужитель того времени. 4) Однако, на самом месте начинаешь понимать еще одно важное обстоятельство, которое ускользает при простом чтении. Пройти 10, 15 км, ну даже 5, да хоть всего один километр, волоча на себе полумертвого страдальца под палящим солнцем, – физически возможно ли!? И не останешься ли в таком случае вместе с этим несчастным, чтобы разделить его же участь? В общем, явно не нам судить того и другого… И Христос, заметим, их нисколько не судит, а говорит исключительно в нейтральной интонации".

Ответов - 2

BrainStorm: osta Прочитал с огромным интересом (и фотки замечательные посмотрел).

Алексей25:



полная версия страницы