Форум » Обо всем на свете » Орган » Ответить

Орган

Александр: Прочитал сегодня в книге священника Желудкова Сергия мнение, что орган - есть большой плюс католичества. То, чего не достает нам. Там же приводятся слова А. П. Чехова в письме из Италии: «А когда слушаешь орган, то хочется принять католичество» Вот уж не знаю. Имея музыкальное образование, никогда не любил орган. Честное слово, у меня температура поднимается от его звуков. Признавшись однажды преподавателю музыки в своем неприятии звука органа, услышал в ответ, что и она не жалует орган. Так что далеко не для всех орган - плюс. Интересно было бы узнать как вам орган, ласкает ли он ваш слух

Ответов - 16

Lanselot: Из Баха мне больше всего нравятся скрипичные концерты и клависин и менее всего органные фуги более 10 минут слушать не могу, наводит уныние.

Ольга: А когда я училась в "музыкалке" (точнее мучилась), мне моя преподавательница, давая в программу Баха приносила пластинки с органными концертами - так заманивала, меня он всегда завораживал

Александр: Так-с, т.е. для кого-то сущая мука, а кого-то завораживает. Интересный инструмент. А вот интересно какую он функцию выполняет в католичестве?


AleBuAle: В нашем католическом костёле хоть и электронный орган был, но в сочетании с пением это было просто замечательно... И молиться под него очень легко, мне понравилось. Было бы здорово когда-нибудь услышать органную музыку и в наших храмах. Lanselot пишет: Из Баха мне больше всего нравятся скрипичные концерты и клависин и менее всего органные фуги более 10 минут слушать не могу, наводит уныние. Удивительное совпадение вкусов! :) Я могу слушать длинные фуги, но их надо именно слушать, впитывать... А если пускать такую музыку в фоне (как я чаще всего делаю), то очень на мозг давит...

Александр: Полазил поискал насчет органа в сети. Понимаю, что мне скажут об отсутствии препятствий к употреблению органной музыки. "...Зато православие свободно от применения музыкальных инструментов в богослужении, органа, а то и целого оркестра, которые его обмирщают, заменяя человеческий голос и слово, человеческое славословие, бессловесными и неразумными звуками, хотя бы и музыкально красивыми. Это не соответствует духу православной трезвенности, которая не мирится с заменой духовного возношения эстетической эмоциональностью (как это, впрочем, начинает проникать в сознание и западного мира, где по местам начинают возвращаться к древнему грегорианскому пению без музыкального сопровождения). Зато красота человеческого голоса, именно хорового пения, высоко ценится в православии, и широко известно в настоящее время русское церковное хоровое пение. Недостаточно еще известна и оценена красота древних церковных напевов, сохраненных в так наз. обиходе, круге церковного пения...." Сергей Булгаков

BrainStorm: Александр пишет: Зато красота человеческого голоса, именно хорового пения, высоко ценится в православии, и широко известно в настоящее время русское церковное хоровое пение. Иногда хоры такие концерты закатывают, что чувствуешь себя в филармонии, а не в храме. Как говорил проф. Осипов: "после таких концертов хочется захлопать в ладоши". AleBuAle пишет: Было бы здорово когда-нибудь услышать органную музыку и в наших храмах. Мне кажется, у нас сильны традиции, и это, имхо, хорошо, т.к. все изменения должны быть тысячу раз обдуманы и вноситься, если есть реальная необходимость. И надо понимать, что у нас вопрос о традициях стоит особенно остро (вспомним раскол старообядчества), поэтому к любым изменениям (и даже призывы к ним) надо подходить очень осторожно. Никакой необходимости пробовать использование органа у нас в богослужении не вижу (от существующих проблем он не избавит, но добавит новые: резкое осуждение "радикальными традиционалами"). А сам орган я никогда не слышал (или не помню как он звучит).

Александр: BrainStorm пишет: Иногда хоры такие концерты закатывают, что чувствуешь себя в филармонии, а не в храме. Как говорил проф. Осипов: "после таких концертов хочется захлопать в ладоши". Ну я надеюсь, что автор имел ввиду все таки не оперное пение, которое у нас часто можно услышать. Мне оно тоже очень мешает, хотя во время первых шагов в храме поначалу производило впечатление. Потом эта излишняя чувственность стала просто мешать. Но если мы говорим об этом негативе, не схожая ли картина с органом? BrainStorm пишет: А сам орган я никогда не слышал (или не помню как он звучит). Слышал слышал. Его почему то в фильмах ужасов часто используют. Не знаю уж почему. Дело ли в специфическом звучании инструмента или сознательной дискредитации католичества таким макаром наряду с муссированием темы инквизиции и педофилии

osta: А мне кажется, что во всем должно быть многообразие. Не стоит забывать, что орган пришел на Запад и в Католическую Церковь именно из православной Византии, т.е. он появился как музыкальный инструмент именно на Востоке. Поэтому не стоит заведомо называть орган неправославным музыкальным инструментом. Возможно, было бы неплохо, если бы хотя бы в 1 храме в городе звучал орган для тех, кто любит органную музыку и кому она помогает молиться. Лично для меня молитва под орган несколько непривычна. Хотя звучит орган весьма величественно, и, имхо, эта мощь хоть в малейшей степени, но отражает величие, силу и бесконечность Бога. Бах был очень религиозный человеком, настоящим христианином. Знаю людей, которые через Баха пришли к христианству и именно православию. Поэтому, если органная музыка имеет такое миссионерское влияние на душу хотя бы некоторых, можно было бы и допустить хотя бы в нескольких храмах в стране наличие органа.

Rooster: Александр пишет: Имея музыкальное образование, никогда не любил орган Может, ты и банджо никогда не любил, и губную гармонику? приводятся слова А. П. Чехова в письме из Италии: «А когда слушаешь орган, то хочется принять католичество» Мне не хочется, но проникаешься уважением к латинскому обряду. Чехов, наверное, когда писал это, просто не разделял догматику современной Римо-Католической Церкви и западный богослужебный обряд. Последний может с успехом использоваться и в Православии. Зато православие свободно от применения музыкальных инструментов в богослужении, органа, а то и целого оркестра, которые его обмирщают, заменяя человеческий голос и слово, человеческое славословие, бессловесными и неразумными звуками Булгакову "-1", как выражаются иногда сейчас. От такого знатока богословия трудно было ожидать такого незнания библейской традиции употребления музыкальных инструментов при богослужении. Или библейская традиция "неправославна", "обмирщенна"? Вот уж где нонсенс-то. BrainStorm пишет: Иногда хоры такие концерты закатывают, что чувствуешь себя в филармонии, а не в храме. Это точно. А орган я с оговорками люблю. Слащавый он какой-то.

Александр: Rooster пишет: Может, ты и банджо никогда не любил, и губную гармонику? Банджо??? По мне так это звук струны, натянутый на консервную банку. Пардон А вот губную гармошку да, люблю.....

Александр: Поют народно, от души, сипловатыми африканскими голосами. Регентов не бывает, зато есть запевала, иногда его роль выполняет священник. Дети из хора слегка раскачиваются в такт мелодии. Священник, встав пред Царскими вратами, чтобы читать Евангелие, возлагает его на головы двух коленопреклоненных подростков. Все благоговейно внимают. Богослужение в угандийской церкви ведется на греческом, английском или на одном из местных языков. При этом официально существует только перевод на язык луганда, на нем говорит народ баганда, живущий в центральной части страны. На остальных языках священники служат, переводя богослужебные тексты прямо с листа. Пока на луганда переложены не все церковные песнопения, но уже разработана система гласов для угандийской церкви. Правда, ею практически не пользуются: даже в семинарии нет профессионального преподавателя пения. «Вот если бы можно было прислать нам пару человек из России, чтобы они научили нас петь! Нам так нравится ваше пение», - говорил нам каждый, от митрополита до семинариста. Хоры состоят в основном из сирот, которых воспитывает Церковь. «Нашей африканской душе нужны свои ритмы», - объясняли нам. Во время Причастия поют все так же охотно, по-прежнему сочными голосами. Причастники - человек двадцать, в основном дети и бабушки - выстраиваются в очередь, сложив руки на груди. Прямо как у нас! Но, подойдя к Чаше, они сгибают колени и резко запрокидывают вверх голову. По окончании службы, пока прихожане выходят из храма, тоже поют. Предпочтительно песнопения, сочиненные местными священниками. Покидая храм, некоторые прихожане, забывшись, подтанцовывают. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=247&did=1648 Т.е. везде есть свои особенности, связанные с характером данной конкретной культуры, традициями, менталитетом, характером народным и так далее. Так зачем орган в православном храме, если это действительно не в нашей традиции

Rooster: Александр пишет: Так зачем орган в православном храме, если это действительно не в нашей традиции В этой теме было упомянуто, что орган в христианском богослужении появился в Византии. А Византия - это именно православная традиция.

Александр: Rooster пишет: В этой теме было упомянуто, что орган в христианском богослужении появился в Византии. А Византия - это именно православная традиция. Так я выше привел пример с африканской церковью. Она тоже православная. Там пританцовывают. Внутри православия тоже различия есть, как видим

Rooster: Александр пишет: Внутри православия тоже различия есть, как видим Да, именно так. То есть и танцы в целом допустимы. И никаких запретов на них, как и на использование органа, не существует.

Фома Тольяттинский: Мне очень нравится орган. Впрочем, и григорианский хорал. Но я, если позволите, категорически против того, чтобы в православных храмах (пусть даже немногих) звучали органы для тех кто просто любит органную музыку: все же храм - Дом Молитвы, а не ДК имени Христа Спасителя. И не смотря на то, что нет прямых запретов на использование органа в православном богослужении, все же наша Церковь традиционна, и внедрение новых элементов может принести больше вреда, чем пользы. Особенно это касается не догматического, а именно обрядового аспекта (например, трагедия 1054 года была вызвана не ересями Рима или Константинополя, а в большей степени конфликтом обрядов). Любишь огран, его звуки рождают у тебя мысли о Боге и Вечности, появляется желание восхвалить Творца - замечательно! используй это в келейных молитвах.

Фома Тольяттинский: Недавно преобрел книгу П.Флоренского "Иконостас", там в приложении есть статья про католические религиозные картины (мы бы назвали их иконами, но это неверно) и про орган. По его мнению орган - производная плотских тенденций Возрождения... тоесть не то к чему нам надо стремиться, нам и без средневекового западного Ренесанса плотскости не занимать :)



полная версия страницы